Святая ночь, Рождественская ночь

Всякий раз, когда мы называем любую дату с годом, мы говорим об очень важной точке отсчета в человеческой истории, а именно: о Рождестве Христовом. Для христиан это действительно самый важный факт в истории человечества. Почему так? Что изменилось с приходом Христа? Что такого важного произошло после того, как Бог стал Человеком? А то, что в отношениях между Богом и человеком произошло самое настоящее преображение: Бог стал реально близок, явлен миру, Его можно было коснуться, и это бесконечно важно, это совершенно меняет все представления человека о Боге, о человеке и об отношениях Бога с человеком.

Один замечательный святой, Афанасий Александрийский, в IV веке потрясающе ответил на вопрос, зачем нужно было Боговоплощение: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом». Ни больше ни меньше. Вот что значит спасение с христианской точки зрения, в этой фразе заключена вся суть христианства. Поэтому очень важно осознанно к этому подходить, понимать, что в этом и есть основной смысл Рождества, вот что именно мы празднуем и вспоминаем в эти дни.

Рождество Христово — это всегда Встреча. Встреча Бога и человека. Встреча человека с Богом. «В яслех узрю яко младенца, пеленами повиваемого, дланию же содержащаго всю тварь». В нищете холодной пещеры, в таинственной глубине ночи, не узнанный никем, неизвестный, нежданный приходит в мир хрупким беззащитным младенцем Тот, кто Своей рукой и Своей Любовью содержит всю Вселенную! И звезда указует путь, и пастухи с ангелами ликуют и славословят Христа, и волхвы расстилают сокровища у ног Богомладенца… Как радостно жить в мире, где могло случиться такое!

Младенец, который лежит в яслях, —  это не просто милый и очаровательный младенчик, а это Агнец, который уготован к закланию. В яслях — цена нашей свободы: грешить или жить по-человечески. В яслях наша уверенность в том, что грех теперь не смысл жизни человечества, дьявол бессилен и смерть не страшна. Лежащий в яслях — этот кроткий, беззащитный Богомладенец — в своем смирении и любви окажется в итоге сильнее всей многотысячелетней истории человеческого зла и нечестия, боли и невзгод, ухищрений бесовских, глубинного страха смерти и пустоты. Какие же счастливые люди мы, христиане, имея такого Бога!

«Христос рождается, славите; Христос с небес, срящите; Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля и веселием воспойте, людие, яко прославися».

Во дни поста и в сам праздник Рождества человеческая душа становится тихим и молчаливым вертепом, ожидающим рождения Христа в  своем сердце. Христианин всегда живет внутри Встречи. Но встреча эта должна быть желанной, выстраданной, вдохновенной, исполненной трепета, радости и любви.

Бог не навязывает никому из нас ни образа мыслей, ни стиля жизни, ни зазубренных мировоззрений, Он просто дарит человеку свободу и каждому из нас дает возможность высказать свое самое главное и самое глубокое слово…

Посмотрим вокруг. Современный человек — это бесконечный скиталец. Он бродит по пустыне жизни, меняя профессии и жилища, обстоятельства и друзей, взгляды и ощущения. Он скитается, выбирая религиозные учения и пути, духовные практики и традиции. Он скитается по духовной пустыне в поисках истинного себя. Каждый из нас проходит на земле испытание своей свободы, которое решает не только нашу личную судьбу, но судьбу всего мира. Именно поэтому христианин не может брезгливо отвернуться от мира. Боль всего мира — это его боль. И страдания человечества острым узким клинком пронзают его сердце.

Он понимает, что жизнь — это не время, насыщенное страхом, не западня наслаждений и мгновенного сладостного успеха. Жизнь — это жертвенное служение Любящему, Милующему и Сострадательному Богу; это  путешествие от тьмы к Свету. Жизнь — это крик жизненной боли, ставшей благодарственным гимном Творцу.

Говорит Господь: «Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15,5–6). Мы поэтому только и должны заботиться о том, чтобы пребыть на лозе, быть этой тоненькой веточкой Христовой…. Для этого Господь и пришел на нашу грешную землю!

Какие чудесные слова слышали мы Рождественской ночью: «Что Тебе принесем, Христе, яко явился ecu на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели пение; небеса звезду; волсви дары; пастырие чудо; земля вертеп; пустыня ясли; мы же Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». Вся Вселенная приносит Творцу дары: ангелы – пение, земля – пещеру, пустыня – ясли, а мы, люди, — Пресвятую Богородицу. Все мы сегодня приглашены на день рождения, и блажен тот, кто поспешил откликнуться на это приглашение.

Храмы Центрального церковного округа города Сыктывкар в Рождественскую ночь были полны. Люди с удовольствием и радостью рассматривали вертепы, украшенные еловыми ветками, игрушками, свечами, горящими прямо в снегу, живыми цветами, снежными фигурами. Внутри храмов сияли нарядные елки, создавая атмосферу домашнего уюта и любимого праздника. Священники в богослужебных одеяниях возносили молитвы, причащали прихожан, радовались вместе со всеми, как будто не зная усталости.

Христос среди нас. Наверное, это чувствовал и знал каждый, кто пришел этой святой ночью в храм.

 И каждый стал думать, что ему принести

Младенцу, Мужу скорбей:

пещера сказала: животных в теплой шерсти,

пустыня сказала: люльку моих зыбей.

Золото, ладан, смирну – волхвы сказали,

а твердь сказала: звезду, а нищий очаг – огня.

А пастухи – свое ликованье,

а Ирод сказал: «смерть», а сердце мое: «Меня, принеси меня!».

(Олеся Николева)

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *