Святитель Филарет – поэт, проповедник, молитвенник

В свой 29-й день рождения Александр Сергеевич Пушкин написал такие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» Горькие признания в таком цветущем возрасте:

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Стихотворение было опубликовано, и на него неожиданно был дан ответ:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана;

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена…

Вспомнись мне, Забытый мною!

Просияй сквозь мрачных дум!

И созиждется Тобою

Сердце чисто, правый ум!

Пушкин, конечно, отреагировал на это:

…Твоим огнем душа согрета,

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Филарета

В священном ужасе поэт.

Кто же этот Филарет, которому внимал поэт? Московский митрополит Филарет (Дроздов), позже прославленный в лике святителей. Память его отмечается сегодня, 2 декабря. Необычайно образованный, одаренный, он учился в Троице-Сергиевой лавре, где и остался в должности проповедника. Его дар слова признавал митрополит Платон (Левшин), известный в то время своими проповедями.

Иеромонаха Филарета ждала головокружительная карьера: переезд в Петербург, работа и ректорство в Духовной академии. Уже будучи архимандритом, он занимается переводом Библии  с церковнославянского на русский язык.

В 1817 году состоялась хиротония архимандрита Филарета во епископы. Он становится во главе Тверской кафедры, а через 4 года переводится в Москву. Так митрополит Филарет стал наследником великих Московских святителей. Он составляет и издает православный катехизис (то есть книгу, содержащую основные положения веры), который был переведен на многие языки мира. Этим катехизисом мы пользуемся до сих пор, так полно и ясно он написан. Владыка написал множество богословских трудов: толкования на псалмы, на книгу Бытия, краткую Священную историю, похвалу Божией Матери. Опубликованы его проповеди и письма, наполненные истинно христианской мудростью.

К его мудрости прислушивались и высокие правительственные чины, и архиереи всей России. Митрополит Филарет многое сделал для присоединения униатов к Православию, для примирения со старообрядцами.

В 1830 году на Москву обрушилась холера. Владыка Филарет благословил организовать крестные ходы вокруг столицы, В Кремле сам митрополит вместе с братией Чудова монастыря под открытым небом на коленях молился о прекращении моровой язвы.

Имя митрополита Филарета тесно связано с реформой 1861 года – освобождением помещичьих крестьян от крепостной зависимости. Именно на него пал выбор, когда понадобилось составить обращение царя к народу – «Манифест». Написанный святителем «Манифест» был обнародован 19 февраля, послужив умиротворению крестьян, возбужденных ожиданием больших перемен.

Но, конечно, величайшим своим служением Владыка считал молитву и совершение Божественной литургии. Им совершались исцеления, все знали о его прозорливости. Дату смерти он узнал во сне от своего отца, бывшего при жизни благочестивым священником. Особенно же переживал митрополит за людей, страдающих от пьянства.

Последние дни жизни Владыка провел в Гефсиманском ските Троице-Сергиевой лавры, который был устроен его заботами и молитвами. В день своей блаженной кончины митрополит Филарет отслужил Божественную литургию: «Лицо митрополита Филарета, — рассказывал сослуживший ему священник, — всегда сияло, и дух его ликовал при совершении Литургии. Все знали, что после обедни он был кроток и доступен; когда же сам совершал Святую литургию, он обыкновенно плакал. Но при освящении Святых Даров в день своей кончины его умиление было исключительное и слезы его были обильны».

Потом митрополит принимал посетителей. К обеду не вышел из кабинета. Там его тело и нашел келейник.

Мало кто знает, что известный ученый-биолог, знаменитый телеведущий, много лет рассказывающий всем нам о мире животных, Николай Дроздов – потомок святителя Филарета, праправнук его брата. Внук Николая Дроздова назван в честь святого.

Прославлен митрополит Филарет был в 1994 году.

После воскресной Божественной литургии настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько произнес проповедь, посвященную сегодняшнему Евангельскому чтению:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, братья и сестры, за Божественной литургией мы слышали притчу Христа о безумном богаче. Этот человек называется безумным потому, что он не понимал смысла и значения той жизни, которую даровал ему Господь.

В притче говорится о том, что у этого человека уродился богатый урожай. Он себе стал говорить: «Сломаю старые житницы и построю новые. Буду есть, пить и веселиться, ибо много накопилось у меня». Но Бог сказал ему: «безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:20-21).

Все мы переживаем дни Рождественского поста и должны отчетливо понимать, для чего этот пост установлен в Церкви. Этой притчей Святая Церковь говорит нам об одном из значений поста. Оказывается, мы не для себя должны жить, а богатеть в Бога. Нам необходимо задуматься: «Для чего я живу? Что я совершаю доброго и полезного в этой жизни?» Это не праздные вопросы, они должны волновать нас ежедневно. Бог должен стать для нас самым главным в этой жизни, все свои устремления мы должны направить к Нему, о Нем постоянно помышлять. При этом каждый из нас должен помнить о том, что, стремясь к Богу, служа Ему, мы не должны забывать о тех людях, которые окружают нас в повседневной жизни. Потому что как можно любить Бога, не любя окружающих нас людей?

Часто человек нуждается в самом малом, в том, что каждый из нас может дать этому человеку. Многие думают: «Я бы помогал другим, но сам ничего не имею. Хорошо было этому евангельскому богачу — у него был большой урожай. А я что могу дать, чем поделиться?» Братья и сестры, а разве не можем мы поделиться добрым, ласковым взглядом? Почему нет в нас доброты, любви к человеку, которые должны быть в нашем сердце? Вместо любви — проявление эгоизма, безразличия, черствости. Не так мы должны жить, особенно в дни поста. Мы боимся оскоромиться кусочком мяса или глотком молока, но при этом «съедаем» живого человека и не задумываемся об этом. Так давайте соблюдать пост во всем, и, прежде всего, в том, о чем учит нас сегодня Святая Церковь. Будем стремиться к тому, чтобы Господь стал центром, стержнем нашей жизни.

Дай Бог, чтобы слова этой притчи подвигли нас к тому, чтобы все мы не только в дни Рождественского поста, но и во все дни нашей земной жизни стремились богатеть Богом. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *