Священномучениче Николае, моли Бога о нас!

25 августа 1937 года под Сыктывкаром был расстрелян священник Николай Доброумов, причисленный позже к лику Новомучеников и исповедников Российских.

Родился будущий святой 24 декабря 1876 года в селе Небдино Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. Каким человеком был отец Николай? Архивы сохранили для нас свидетельства о добрых делах батюшки, который всю свою жизнь следовал избранному пути: проповедовал слово Божие, наставлял свою паству. К этому он готовился всю свою жизнь, такое получил воспитание в семье священника Николая Михайловича Доброумова, где был самым младшим, пятым ребенком в семье.

Детские годы прошли в селе Усть-Кулом, где его отец с 1879 года служил настоятелем Петропавловской церкви. Николай окончил Усть-Сысольское духовное училище, а в 1899 году Вологодскую духовную семинарию. Вскоре после окончания семинарии Николай Николаевич женился. Молодая матушка мечтала о детях, любви и долгой жизни с любящим мужем. Но ее девическим мечтам не суждено было сбыться. После женитьбы Николай продолжал сохранять целомудрие, живя с супругой как брат с сестрой, повторяя в своей жизни подвиг святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского. Отец Николай до конца дней своих оставался монахом в миру.

Батюшка служил в Усть-Куломе, Помоздино, Аныбе. И где бы отец Николай ни совершал свой священнический подвиг, везде он много трудился на ниве просвещения людей. Работал законоучителем Помоздинского земского мужского и женского училищ, преподавал в деревне Вольдинской Помоздинской волости, являлся законоучителем и заведующим Аныбской церковно-приходской школы. 

После революции отец Николай служил священником Вознесенской церкви села Дон Усть-Куломского района. На его глазах церковь была закрыта. Вскоре арестовали и отца Николая. Батюшку содержали под стражей при Сыктывкарской тюрьме НКВД. Произведенным расследованием установлено, что «обвиняемый Доброумов у себя на квартире устраивал нелегальные сборища церковников, на которых под видом богослужений вел контрреволюционную агитацию, направленную против мероприятий Партии и Правительства… Допрошенный в качестве обвиняемого Доброумов виновным себя не признал, но достаточно изобличается показаниями свидетелей».

На заседании тройки УНКВД Коми АССР от 23 августа 1937 года постановили обвиняемого Доброумова Николая Николаевича расстрелять. Расстрелян отец Николай был 25 августа 1937 года.

21 сентября 1989 года он был реабилитирован Прокуратурой Республики Коми по 1937 году репрессий. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года. Священномученик Николай Доброумов входит в собор Коми святых.

В воскресенье 25 августа клирик Покроского храма протоиерей Роман Нец отслужил Божественную литургию, после которой поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, а также произнес проповедь.

«С воскресным днем, братья и сестры! Сегодня Русская Православная Церковь вспоминает священномученика Николая Доброумова, который был нашим земляком, служил в Усть-Куломе и Аныбе и был расстрелян в Сыктывкаре в 1937 году.

Новомученики Российские жили в начале XX века и были такими же людьми, как и мы. У них существовали те же,  что и у нас, проблемы, своя по­вседневная жизнь… Но в момент, когда надо было решать, идти или не идти за Христом,  свидетельствовать о своей вере или пойти на уступки,  они нашли в себе мужество следовать за Христом.

Судьбы новомучеников, задолго до их прославления, для многих людей стали откровением, моментом, определившим выбор в пользу веры. Подвиг новомучеников и исповедников дает возможность сегодня всем желающим увидеть, что существует духовный мир и что духовный мир важнее, чем материальный. Понять, что душа дороже всего мира, что мы должны доверять Богу и знать, что Он не оставит своих.

Сегодня, вспоминая те годы и тех людей, мы должны не только удивляться высоте их подвига, не только поклоняться их страданиям, но и задумываться об уроках, какие необходимо извлечь из того, что произошло с нашей страной в начале ХХ века. Православная вера принималась тогда как некая данность, как нечто само собой разумеющееся. Многим казалось, что благочестие заключается лишь в том, чтобы исполнять те или иные правила, обряды, ритуалы. Будучи формально верующими, эти люди в душе своей веру потеряли, и вместо того чтобы быть «солью земли» и «светом мира», как говорит Христос о христианах, они стали той негодной солью, которая «потеряла силу» и была выброшена на попрание безбожникам.

Мы должны понимать, что православная вера заключается, прежде всего, во внутреннем делании, в возделывании нашего сердца, в любви и милосердии, а все внешние атрибуты религиозной жизни — это лишь вспомогательные средства.

Молитвами священномученика Николая да помилует нас Господь! Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *