«…сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк, 19:5) (2 февраля — неделя о Закхее)

Иерихон… Говорят, это самый древний город на Земле. Когда-то, во времена Христа, к числу самых богатых людей в этом городе принадлежал человек по имени Закхей. Он был мытарем, да не простым. Кто такие мытари? Бессовестные чиновники, работавшие на римлян-захватчиков, злодеи, мучители простого народа, которые наживались на его бедах. А Закхей был их начальником… Все в его жизни было прекрасно: солидность, достаток, всеобщее раболепное поклонение и страх (а за спиной – ненависть в глазах тех, кого он унизил и обокрал).

Все это рухнуло в одночасье. Точнее, в тот момент, когда Закхею пришла в голову мысль залезть на дерево. То-то посмеялись люди, увидев эту картину, то-то поиздевались, строя самые нелепые предположения и догадки. Зачем же он залез на смоковницу?

В Иерихон идет Иисус, странствующий проповедник, сын плотника, нищий, бездомный. Но, говорят, Он исцеляет больных, вот и одному слепцу из Иерихона вернул зрение. Его сопровождает толпа учеников, почитателей и просто зевак. И вот солидный человек с положением в обществе карабкается на дерево, чтобы увидеть этого удивительного Человека. Закхей мал ростом и не может разглядеть Иисуса среди толпы.

И Господь тоже видит Закхея. Хвалит его и называет по имени, хотя видит этого человека впервые. И говорит, что идет к нему в гости, как будто и в Иерихон-то пришел только ради этого.

Древний город зашумел, забурлил. Как так? Как Учитель может сидеть за одним столом с этим?? Это насмешка? Или безумие? А тем временем, пока нервный шепот бежит по восточным улочкам, Закхей раздает свое состояние нищим и обиженным. В ответ Спаситель говорит: «…ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк, 19: 8 – 10).

Получается, Господь не оправдывает Закхея. Он подтверждает факт: этот богач гибнет во грехе, но кается. В нем есть жажда Бога, он ищет добра и Истины. Именно эту жажду, которую не видели в Закхее иерихонцы, Христос почувствовал и пробудил.

А что же мы? А как же мы? Мы-то кто в этой истории? Закхеев становится все меньше, а мытарей – все больше… Если бы каждый злодей вдруг раздавал свое состояние бедным, вот было бы чудо… Но где оно? Да и мы сами, вроде бы христиане, имеем ли такую жажду веры, покаяния и любви, как Закхей? «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью» (Рим, 12:10), — наставляет нас апостол Павел. Но много ли среди христиан братолюбия и уже паче нежности? Или мы, как те иерихонцы, видим только плохое в других людях, спешим обличить их в грехах?

А Спаситель с нежностью и терпением обходится с нами, и тогда человек, еще не потерявший жажды любви и красоты, устремляется вслед за Христом. Пусть жители Иерихона волнуются о приличиях и осуждают всех, даже Христа: как Он посмел обедать с проклятым? Но Господь принял и похвалил этот порыв веры, эту жажду Бога, которая заставляет человека забыть все остальное на земле.

Сегодняшнее воскресенье называется Неделя о Закхее. Почему мы вспоминаем его сегодня? Прошло Рождество, отшумели Святки, промелькнуло Крещение. А впереди как будто встает солнце – это сияет Пасха. Пока еще очень далеко, едва брезжит. Чтобы лучше рассмотреть, что там сияет вдалеке, придется залезть на дерево… И воскликнуть вслед за Закхеем: «Вот приближается к нам Господь!». Значит, пора слезать и готовить Ему путь. Путь в наше сердце.

После воскресной Божественной литургии в Покровском храме протоиерей Феодор Федько произнес проповедь: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной литургией — Евангелие о Закхее. Он был мытарем, а значит самым нечестивым человеком в своем городе. Он был предателем своего народа. Но сказано о нем: «искал видеть Иисуса, кто Он?» Одни говорили, что это Иоанн Креститель, который воскрес из мертвых, другие говорили кто-то из древних пророков, самые разные слухи ходили об Иисусе Христе. И Закхею хочется понять для себя, где же правда. Поэтому он залезает на смоковницу, потому что из-за маленького роста не видит Иисуса в толпе. Его старания вознаграждены: Христос входит в дом Закхея, беседует с ним, и это меняет всю жизнь и всю душу мытаря.

Христос, проходящий через Иерихон, Христос, идущий в дом Закхея, Христос, который говорит нам сегодня через Евангелие, что он хочет быть у нас дома – это тот Христос, о Котором апостол Павел пишет в Послании к римлянам: «Он умер за нечестивых».

Он пришел в это мир, чтобы взять на себя наши грехи, наши беззакония, чтобы принести благословение нашим родным и близким, освятить наш внутренний мир, сойти в ад наших душ и осветить их сиянием Божества.

И когда вы будете принимать Святое Причастие, думайте о том, как Иисус пришел в дом Закхея. Это значит, что Господь войдет и в дом вашей души. Пусть эти слова Христа звучат и в вашем сознании: сегодня (не завтра, не послезавтра), именно сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Эти слова сказал Иисус Христос, и они обращены не только к Закхею, но и к каждому человеку, ибо Сын Божий пришел в этот мир нас, ради человек и нашего ради спасения. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *