«Сильна, как смерть, любовь»

Сегодняшнее чтение Священного Писания на Литургии возвращает нас ко времени Страстной Пятницы. Мы слышим о распятия Спасителя, о Его погребении и о том, как тайные ученики обратились к Пилату с просьбой о том, чтобы он отдал им Пречистое Тело Господа. Это были члены Синедриона Иосиф и Никодим. Сняв Спасителя с Креста, они завернули Его в плащаницу и положили во гроб, который был затворен большим камнем.

Наступил воскресный день. Жены-мироносицы, желая в последний раз послужить Господу, идут ко гробу, рассуждая, а кто же отвалит им камень от входа в пещеру.

На что они надеялись? Разве они не понимали, что никто не разрешит им подойти ко гробу, что никто не пустит их помазать тело Спасителя миром. … Нет никакой надежды. Зачем они идут? На что рассчитывают? В Ветхом Завете есть такие слова: «Сильна, как смерть, любовь» (Песн. 8:6). Такую любовь не остановят ни стражники, ни огромный камень, ни печати на нем.

Так и случилось. Там был лишь ангел, сидевший на камне, который сказал им: «Что вы живого ищете среди мертвых. Идите, возвещайте, что воскрес Христос». Не апостолы возвестили миру о воскресении Христовом, а женщины, потому что у них была любовь, что сильнее смерти, сильнее всех преград, величайшая верность своему Богу, которая забывает о себе.

Сегодня Святая Церковь вспоминает и тайных учеников Христа – Иосифа Аримафейского и Никодима. Оба они принадлежали к самой влиятельной тогда в Иудее религиозной партии фарисеев. Но при этом абсолютно расходились с большинством фарисеев в оценке личности Иисуса Христа. Почти все их однопартийцы считали Его самозванцем, безосновательно претендовавшим на роль Мессии, и очень злились, когда Он нарушал предписание о субботнем покое, например, в неурочное время исцеляя в больных. А Иосиф и Никодим были учениками Христа.

Правда, поначалу они это скрывали. Никодим приходил к Спасителю по ночам, чтобы не попадаться на глаза своим собратьям, задавал вопросы и слушал. Он не сомневался, что Христос — учитель, пришедший от Бога, ведь такие чудеса «никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3: 2). Именно в беседе с Никодимом Иисус сказал, что желающий войти в Царствие Божие непременно должен «родиться свыше» от воды и Духа, то есть принять Крещение (Ин 3: 3–8). Именно Никодим первым услышал тайну Предвечного Совета: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16).

Но все тайное рано или поздно становится явным. Так случилось и с Никодимом: с течением времени ему становилось все сложнее скрывать свое отношение к Иисусу. Во время совещания, на котором фарисеи и первосвященники обсуждали отношение народа к Иисусу, Никодим даже решился вступиться за Него. Но фарисеи не дали ему слова. У них был железный аргумент: Иисус — галилеянин, а истинный Мессия из Галилеи не приходит; ведь пророчество гласит, что Он должен родиться в иудейском городе Вифлееме. Откуда им было знать, что Иисус родился как раз в Вифлееме?!

Не знал этого, вероятно, и Никодим. Но для него было важно, что и как проповедовал Иисус, что Он совершал. Такие частности, как происхождение, для него значения не имели. 

Иосиф Аримафейский был членом синедриона (высшего государственного совета Иудеи), одним из самых высокопоставленных людей в Иерусалиме. Мы узнаем о нем, когда евангельская история, казалось бы, уже завершена: Христос умер на Кресте.

И в этот момент появляется Иосиф. Он спешно идет к Пилату и, пользуясь своим положением, просит разрешения забрать тело Иисуса. Затем они вместе с Никодимом умащивают его благовониями, обертывают пеленами (как это было принято у иудеев) и хоронят в пещере, которую Иосиф приобрел для себя самого. Так с точностью исполнились слова пророка Исайи о том, что Христу «назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» (Ис. 53: 9).

И Иосиф, и Никодим закончили жизнь христианами. Никодим был изгнан из Иудеи и впоследствии похоронен рядом с христианским первомучеником Стефаном. Иосиф же, спасаясь от преследования иудеев, оказался вместе с Лазарем, Марией Магдалиной, Марфой, ее служанкой Маркелой и учеником Максимом в Марселе, а затем переправился в Британию, где мирно скончался.

Благочинный Центрального церковного округа протоиерей Феодор Федько так прокомментировал сегодняшнее Евангельское чтение для нашего сайта: «Пример жен-мироносиц и учеников Христовых показывает, что истинная любовь всегда проявляется в момент испытаний, когда человек может спасти себя, а может пожертвовать собой. Мы чтим память святых, которые предпочли отдать и положение, и стабильность, и даже саму жизнь ради любви к Господу. Будем и мы молиться, чтобы в решающий момент Бог даровал нам мужество остаться верными ему!».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *