«…следуй за Мной…» (Лк. 18: 22)

Слушая или читая Евангелие, мы постоянно примеряем на себя слова и поступки его героев, анализируем, что мы бы сказали или сделали на их месте.

Сегодняшний евангельский отрывок в этом смысле не исключение. «Что мне делать, что наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18: 18) – не этот ли вопрос задаем мы себе и Богу, пытаясь понять смысл своего существования. Задает его и богатый человек «из начальствующих».

Господь в ответ указывает ему два этапа жизни. Первый этап — исполнение заповедей: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди», — говорит Христос и перечисляет заповеди закона: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя». Исполнение заповедей, конечно, приблизит к Богу, и об этом свидетельствует евангельский рассказ.

Человек же на призыв Христа соблюдать заповеди ответил Ему: «Все это сохранил я от юности моей». Но исполнение заповедей — это не конец. Даже если мы исполнили весь закон, это не обеспечивает спасения. Господь ревнив, Его любовь требует большего. Мы, даже исполнив весь закон, в отношении к Господу еще не сыны, не дети; может быть, рабы…

Поэтому Христос определенно указывает юноше: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». И это второй этап жизни.

О смысле этих слов рассказывает нам настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько:

«Чтобы понять весь глубокий, исключительно значительный смысл этих слов, надо разобраться: в чем же сущность этого пути ко Христу? Какую задачу ставит теперь Христос человеку, идущему к Нему? В чем должен быть центр всех устремлений человека?  

Вот новая задача, которая ставится этому человеку и всякому последователю Господа, — изменить свою устремленность, бросить одни ценности и отдаться новым. Такими ценностями становятся Царство Небесное, Бог, Господь требует, чтобы была оставлена земная привязанность, связывающая человека, чтобы центром всех стремлений человека стал Он. Пусть будут брошены и будут забыты все сокровища, все привязанности земли, и лишь одно сокровище пусть теперь притягивает человека!

Так как у евангельского юноши была, очевидно, крепкая связь с земным сокровищем, его богатством, то Господь и повелевает ему: «Пойди, продай, раздай», то есть оборви связи с землей, цепко держащие тебя за нее, и тогда перенесешь свою устремленность на Небо.

Мысль Господа и Его требования понятны. Для уточнения надо добавить: само собой разумеется, что Господь, отвечая юноше, имеет в виду не только связь с богатством, но и любую связь с землей, цепляющуюся за  человека. Перед Христом стоял человек, связанный богатством, и Господь говорит ему: отцепись от богатства! Стояли бы пред Ним люди, связанные любым увлечением, сделавшие из него ценность своей жизни, Господь и таковым бы сказал: оставьте земные цепи, имейте свое сокровище только на небесах…

Конечно, имущество само по себе не зло, зло – его цепи. Господь именно так уточняет свою мысль о вреде богатства, когда поясняет ученикам, недоумевающим, почему же богатый не может спастись: «Трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие». Он указывает, что осуждает не богатство, а душевное состояние людей, связавших себя богатством.

Если злы цепи богатства, то так же злы все цепи, связывающие нас со всяким земным увлечением, с любой страстью и похотью. Страшно, если они загородили в нашей жизни Самого Бога, когда они уж так наполнили собой душу человека, что Бог остается только как некий придаток.

Если человек всецело живет своею привязанностью, и она заполнила у него буквально все: мысли, чувства, волю, время; ею он живет, работает, вдохновляется,  радуется – значит, надо от нее избавиться. Ничто не должно заменить человеку Бога. Пусть Господь и следование за Ним останутся одной единственной и всепоглощающей целью жизни, а все другое, все земное подчинится ей.

Не мы сами спасем себя и приводим свои души ко Христу. Только тогда возможно возрождение человека и поднятие его до Божества, когда он признает свое ничтожество, отречется от иллюзорных ценностей и отдастся Богу. 

Так, например, были богаты преподобные Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского, их память мы совершаем сегодня. Однако это богатство не стало для них препятствием на пути ко Христу. Собственным благочестием, сильной верой, множеством добродетелей они показали своим детям истинные ценности, и неудивительно, что у этих святых родителей были и святые сыновья: преподобные Сергий Радонежский и Стефан Московский. Сын Стефан также был канонизирован, и мы знаем его как святителя Феодора Ростовского.

Помолимся же сегодня этой святой семье, попросим мудрости, укрепления в вере, их молитв о нас грешных. Аминь».

Елена ОРЕХОВА

]



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *