СОБОР КОМИ СВЯТЫХ

Святитель Стефан, епископ Пермский

(память 26 апреля по старому стилю)

СтефанСвятитель Стефан, епископ Великопермский, родился около 1346 года в Великом Устюге. Его отец Симеон служил причетчиком соборной церкви. О матери святого известно предание, согласно которому ее, трехлетнюю девочку, однажды встретил на церковной паперти святой старец Прокопий Устюжский. Поклонившись ей до земли, он сказал: “Вот идет мать Стефана, епископа Пермского, который будет великим между слугами Божьими”. В детские годы святой Стефан был научен молитве и послушанию. Отданный в “научение книжное”, он удивлял своими способностями. Свободное от занятий время мальчик любил посвящать чтению Священного Писания. Через год он стал чтецом в соборной церкви. Как и многие северные русские города, Великий Устюг был в то время богатым торговым городом. Вокруг него в густых лесах были расположены поселения, в которых жили языческие племена зырян, или западных пермяков. Занимаясь охотой, зыряне жили довольно обособленно, но вели оживленную торговлю с русскими городами, в особенности с Великим Устюгом. Общаясь с зырянами, юный Стефан в совершенстве овладел их языком. К этому времени юноша окончательно решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Родители со слезами радости отпустили сына. По благословению Ростовского епископа Парфения, в монастыре во имя святителя Григория Богослова, славившемся своими образованными монахами, в 1365 году был совершен монашеский постриг молодого послушника с наречением ему имени Стефан. С усердием углубился инок в изучение Священного Писания. Частые беседы с кем-либо из духовно опытных, умудренных книжной ученостью монахов, занятия греческим языком, который он вскоре достаточно хорошо усвоил, помогли святому Стефану в его духовном возрастании и богословском образовании. В монастыре святой Стефан написал несколько произведений, свидетельствовавших о любви к богомыслию и глубоких знаниях автора (до наших дней не сохранились). Стремление просветить светом Христовой истины язычников-зырян, с детства жившее в его сердце, воодушевило святого Стефана на особый подвиг. Он создал для зырян письменность, которой они не имели, в качестве алфавита используя зырянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю. С помощью созданной азбуки (состоявшей из 24 букв) святой Стефан перевел на зырянский язык богослужебные книги и частично Священное Писание. К концу своего десятилетнего пребывания в монастыре (около 1375 года), чувствуя себя уже достаточно подготовленным к делу Евангельской проповеди, святой Стефан отправился в Москву за благословением. Управителем митрополии был архимандрит Симонова монастыря Михаил (Митяй). Он испросил у великого князя охранные грамоты для святого Стефана и направил его к епископу Коломенскому Герасиму. После долгих бесед со Стефаном Преосвященный Герасим рукоположил его во иеромонаха и благословил на миссионерское служение. Снабженный антиминсами, миром, частицами святых мощей, а также необходимой для богослужения церковной утварью, осенью 1379 года святой Стефан отправился в Пермскую землю. Язычники-зыряне поклонялись стихиям (воде и огню), зверям и деревьям; главным их божеством была “Золотая баба” — каменный идол, которому приносилась в жертву лучшая часть добычи. Особым влиянием у зырян пользовались жрецы или волхвы, державшие в страхе и подчинении народ. Смерть ожидала каждого, кто осмелился бы коснуться их языческих верований. Положение для проповедника осложнялось еще и тем, что алчные великокняжеские сборщики дани озлобили зырян, поэтому все, что исходило из Москвы, казалось зырянам враждебным. Пырас (ныне город Котлас) стал первым селением, в котором святой Стефан начал свою проповедь. Жители его чаще бывали в Устюге и общались с русскими. Когда они услышали, что инородец прекрасно говорит на их родном языке, то оказали ему гостеприимство. Поначалу миссионерство святого Стефана не имело успеха. Непривычно и страшно было слышать зырянам, что их боги — ложные и бесполезные истуканы, созданные людьми, и что есть лишь один истинный Бог — Христос. Жители селения всячески старались помешать святому Стефану, а однажды, по наущению волхвов, предприняли даже попытку сжечь его. Но кротость, терпение и любовь, а также всецелая преданность воле Божией, тронули наконец их сердца. Покоренные его личностью, убедительностью и простотой доводов в пользу новой веры, почти все жители Пыраса приняли Святое Крещение. Святой Стефан выбрал себе из новокрещенных зырян нескольких спутников и отправился с ними далее вверх по течению Вычегды. За короткое время святой Стефан крестил жителей селений от Пыраса до Усть-Гама и везде ставил кресты и часовни, как самые понятные для новообращенных символы. Считая, что лучшим доказательством бессилия языческих богов будет уничтожение идолов и кумирниц, он поджег кумирню, где стояла так называемая “Золотая баба”. Когда жители Усть-Гама с топорами и кольями бросились на святого Стефана, он, подняв руки к небу, со слезами молился о прозрении заблудших. Никто из зырян не решился напасть на него. Природная кротость этих людей отмечена иноком Епифанием Премудрым: “Обычай лих имать не творить начало бою”. Решающим моментом его миссионерской деятельности явилось столкновение с Памой, главным зырянским жрецом. Пама предложил ему пройти сквозь огонь и тем доказать на деле существование проповедуемого им Бога. Когда же смиренный инок, помолившись, решился подвергнуть себя жестокому испытанию и предложил Паме последовать за ним, то Пама проявил малодушие и в страхе отступил. После этого началось обращение многочисленных зырян ко Христу: реки Вымь и Вычегда ежедневно становились купелью для множества крещаемых. Неоценимы заслуги святого Стефана в строительстве Божиих храмов на Пермской земле. Храмы обыкновенно строились святым Стефаном на тех местах, где ранее стояли языческие идолы и кумирни. Святой Стефан украшал их иконами, часть которых была писана им самим. Во всех построенных им храмах богослужение совершалось на зырянском языке. Святой Стефан учил крещеных созданной им грамоте, с помощью которой они читали Евангелие, Псалтирь, Часослов и другие переведенные на зырянский язык книги. При храме Благовещения было учреждено училище, где занимались будущие пастыри-зыряне. По истечении четырех лет миссионерской деятельности иеромонах Стефан отправился в Москву, чтобы решить вопрос о епископе для зырян. Собор русских архипастырей и великий князь Димитрий Иоаннович Донской (U 1389 г.) постановили, что первым архиереем новообращенной Пермской земли должен стать сам святой Стефан. Зимой 1383 года во Владимире-на-Клязьме митрополитом Пименом была совершена епископская хиротония святого Стефана. Святителя Стефана связывала духовная дружба с преподобным Сергием Радонежским. Он очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не смог исполнить своего желания из-за недостатка времени. Находясь в 10-ти верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан обратился в сторону обители и с молитвой и поклоном произнес: “Мир тебе, духовный брате!” Преподобный Сергий, сидевший вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: “Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!” Богословская образованность Пермского епископа и его выдающиеся личные качества создали ему высокий авторитет в Русской Православной Церкви. Великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных Соборах. В начале 1396 года, по приглашению святого митрополита Московского Киприана, святитель Стефан вновь отправился в Москву. Здесь он заболел: здоровье его было подломлено 18-летними изнурительными трудами и подвигами. 26 апреля 1396 года святитель Стефан мирно скончался. Он был погребен в кремлевской великокняжеской обители, в соборе Спаса на Бору. В XVI столетии Русская Православная Церковь причислила епископа Пермского Стефана к лику святых.

Святители ГЕРАСИМ, ПИТИРИМ И ИОНА, епископы Великопермские

(память 29 января по старому стилю)

Подобно тому, как Православная Греческая Церковь установила совокупное торжество трем великим святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, хотя они жили и не в одно время и скончались в разных местах, — так и древняя Пермская Церковь, подражая Греческой и царствующему граду Москве, издавна установившей одновременное празднество трем святителям 29 января/11 февраля, накануне праздника святителей вселенских вспоминает и прославляет подвиги трех своих архипастырей — Герасима, Питирима и Ионы. Эти три епископа преемственно продолжали апостольские труды великого просветителя Перми — святого Стефана, и святые мощи их покоятся под одной ракой в бывшем их кафедральном соборе в Усть-Выми.

День празднуемой общей их памяти — 29 января (старый стиль) — установлен по соборному определению святого патриарха Ермогена и повелению царя Василия Иоанновича Шуйского. Об этом свидетельствует надпись на иконе, поставленной над гробницей святителей в Усть-Вымской Благовещенской церкви. Надпись гласит: «Лета 7115 (1607), месяца июния в 8 день, при великом государе, царе и великом князе Василии Ивановиче, всея Руси самодержце, и при Святейшем Ермогене, патриархе Московском, написан бысть сей образ трех святителей Герасима, Питирима и Ионы во славу Святыя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа, повелением их, смиренным епископом Иоасафом Вологодским и Великопермским и положен бысть сей образ на гробницах их великих чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы».

Время святительских подвигов Герасима, Питирима и Ионы — XV столетие. Блаженный Герасим был поставлен епископом вслед за преемником святого Стефана Исаакием, удалившимся на покой после своего участия на Московском Соборе в марте 1416 года.

Время управления святого Герасима было в высшей степени трудное. Новообращенные зыряне нуждались в неослабном попечении святителя, легко теряли веру под настойчивым воздействием сильных языческих соседей, особенно вогуличей. Северо-восточная окраина Руси в то время мало защищалась отдаленным московским правительством от набегов полудиких племен и вольницы новгородской и вятской. Откуда был родом блаженный Герасим, когда именно поставлен во епископа и когда прибыл в свою епархию, неизвестно. Древнее местное предание повествует только, что он был святой жизни, с ревностью очищал плевелы, появившиеся на ниве Христовой, и старался глубже вкоренить в сердцах паствы православную веру, не жалея ни трудов своих, ни здоровья. И Господь благословил деятельность ревностного пастыря великим успехом. Митрополит Фотий в 1429 году писал: «Отринув заблуждение и мрак, страна Пермская православно и чисто служит ныне христианскую службу». Успешной деятельности святителя Герасима отчасти благоприятствовали возникшие нестроения у врагов его паствы, диких вогуличей; но когда один из вогуличских вождей, по имени Асыка, победил своих соперников, Пермская земля, особливо же поселение по верхней Вычегде, почти пятьдесят лет терпела нападения от этих страшных соседей. Одновременно с тем нижневычегодские поселения грабили новгородцы, а вятчане нападали на живших по Лузе и Сысоле. Святой Герасим ездил на Московские Соборы 1438 и 1441 гг. для участия в разрешении церковных дел. Без сомнения, при этих поездках он ходатайствовал перед великим князем за свою паству и просил ей помощи, милостей и льгот. Ободряемый сочувствием и помощью, ревностный пастырь еще более усилил свою попечительность о епархии. Жители разбегались от врагов и спасались в лесах. Епископ не переставал всех успокаивать и помогать, странствуя по Перми из конца в конец. Новгородцы и вятчане, тронутые его просьбами и увещаниями, возвращали зырянам отнятое у них имущество и даже давали свои пожертвования на пермские храмы и монастыри. Сами свирепые вогуличи уступали просьбам и увещаниям маститого старца и заступника за обиженных и прекращал свои набеги.

Блаженный Герасим скончался посреди неусыпных трудов своих. Больной он возвращался из поездки по церквам, ближайшим к владычнему городу.

При обозрении церквей он, видимо, принимал личное участие в церковном богослужении, по крайней мере, с ним были архиерейские священные одежды. И вот уже «на усть-вымском лугу, за мало стадий от соборныя церкви, бысть удушен святый отец за нечто от своих домочадцев, неповинно кончину восприя месяца января в 24 день». В каком году последовала мученическая кончина святителя, точно неизвестно. Несомненно, не ранее 1441 года и не позднее 1447 года. Предание прибавляет, что святой Герасим был удавлен омофором, а виновником смерти его был слуга вогулич, которого он взял на воспитание, чтобы сделать из него проповедника православной веры диким его соплеменникам.

Преемником святому Герасиму был поставлен чудовский архимандрит Питирим. Святой Питирим был родом из Ярославля. С юных лет он принял иноческое пострижение и проходил путь подвижничества под руководством старца Кирилла. Будучи архимандритом Московского Чудова монастыря, святой Питирим в 1440 году крестил Иоанна III, сына великого князя Василия Темного. Инок Пахомий Логофет, писавший по благословению митрополита Ионы житие святого митрополита Алексия, в 1459 г. в предисловии к этому житию говорит: «Иное извлек я из самого достоверного писания архимандрита Питирима, бывшего потом епископом Перми. Он кратко написал о святителе и составил канон в похвалу ему, слышав впервые о его жизни и чудесах. Сей епископ и вместе мученик не только пострадал от неверных за веру, но много потерпел бед и от князя, считавшего себя верным, которого потому нужно считать худшим неверного, что осквернил руки свои кровию брата». В последних словах указывается на Шемяку, долго свирепствовавшего в Двинской области. Итак, преемникам блаженного Герасима было еще труднее проходить святительское поприще. Недавно обращенная паства его, не окрепшая в вере, терпевшая бедствия от инородных соседей, при святом Питириме вынуждена была нести на себе последствия кровавой борьбы русских князей между собою. Сам святитель немало пострадал от этих беспорядков: его движимое имущество было разграблено, равно как и церковное богатство: священная утварь, казна, книги, колокола. Может быть, он подвергался и тюремному заключению, вытерпев «многия томления».

В 1446 году новгородские владельцы земель по Ваге и Двине предприняли во главе с Василием Своеземцевым (в монашестве св. Варлаам Важский; память 19 июня/2 июля) и Михаилом Яковлевым поход против остяков и вогулов. Поход был неудачен. Однако Асык попал в плен и был освобожден только после клятвы, что не будет тревожить христиан. Отпущенный на свободу, коварный вогулич, основавшись на Печоре, нетерпеливо ждал случая отмстить христианам. В 1447 году такой случай ему представился, и к Усть-Выми стеклось великое множество беглецов, лишенных крова, имущества и своих близких. Святитель Питирим, прибывший из Москвы после Собора 1447 года, старался утешить бедствующих, утешал их помощью и милостыней великого князя и раздавал все, что привез с собою из столицы. В следующем 1448 году был в Москве новый церковный Собор, на котором митрополитом был поставлен святой Иона. Блаженный Питирим ездил на этот Собор как для участия в постановлении всероссийского владыки, так и для предстательства перед великим князем за свою бедствующую паству. Следующие семь лет пермская паства наслаждалась миром, потому что набеги прекратились.

Епископ всецело посвятил себя духовному устроению своей паствы и со всем расположением предался долгу учительства. На далекой окраине появились духовные книги, привезенный святым Питиримом. Часто обозревая пределы своей обширной епархии и посещая отдаленнейшие части ее, Удору и Печору, он с любовью заботился об их просвещении, поучал в домах, проповедовал в храмах, а чаще всего беседовал с народом на открытом воздухе, объясняя правила веры и христианского благочестия. Действие его проповеди было столько сильно, что даже вогуличи, жившие в притоках Печоры в соседстве с зырянами, приняли христианскую веру. Зыряне вздохнули свободно и получили надежду, что новообращенные вогуличи станут удерживать оставшихся язычниками своих единоплеменников от жестоких нападений.

Однако же успех доброго дела, столь радостный для христиан, возбудил ненависть в давнем враге христианства Асыке и стоил жизни самому святому Питириму. В древнем житии св. Питирима его мученическая кончина описана очень кратко: «И пришли тайно вогуличи в страну ту (т. е. в Пермскую область) и предали многих смерти; сего же святаго, схватив на пути, как овча, предали особенно мучительной смерти, наученные сатаною». Это было 19 августа 1455 г.

Святитель Иона, поставленный после Питирима, был счастливее своих предшественников, так как весь край при нем был умиротворен. В 1458—1459 годах сильная московская рать покорила вятчан; против вогуличей были обращены силы новгородцев и устюжан, обязанных помогать пермскому владыке; когда в 1468 году казанские татары вздумали опустошить Пермский край, то и они были побеждены устюжанами. Поэтому владыка Иона озаботился распространением Христовой веры во всей великой Перми и утверждением в ней благочестия. И успел в том. В 1463 году святой Иона окрестил великую Пермь и князя их (вероятно, Михаила); строил церкви и ставил к ним священников белых или же иеромонахов. По преданию, в этом святом деле ему сперва помогали иноки Троицкой Печерской пустыни, а потом братия основанного при нем Богословского монастыря в Чердыни. Несмотря на свои апостольские труды в Пермской земле, святой Иона принимал участие в делах высшего церковного управления и не раз бывал в Москве. В 1459 году, 12 декабря, он вместе с другими иерархами подписал увещание литовским епископам сохранять верность Московскому митрополиту, а в 1461 году, по кончине святого митрополита Ионы, объявлял Собору волю почившего. Скончался блаженный епископ в преклонной старости, после 15-летнего управления епархией, в 1470 году, и положен в соборной церкви по левую сторону от святителей Герасима и Питирима, где и доныне они три вкупе почивают и творят чудеса, подавая исцеления с верою приходящим к ним.

Святитель ГЕРМАН, епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии

Епископ Герман (Ряшенцев Николай Степанович) родился 10 ноября 1874 года в Тамбове в купеческой семье. В 1900 году окончил Тамбовскую Духовную семинарию. В 1902-1906 годах обучался в Казанской Духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. На первом курсе академии принял монашеский постриг с именем Герман, уже на четвертом его рукоположили во иеромонаха. 17 августа 1906 года назначен преподавателем, а 1 декабря 1907 года — инспектором Псковской Духовной семинарии. 30 января 1910 года назначен инспектором, а 22 июня 1912 года — ректором Вифанской Духовной семинарии (г. Сергиев Посад) с возведением в сан архимандрита. В 1917 году назначен ректором Владимирской Духовной семинарии . 17 января 1918 года определен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, но хиротония по неизвестным причинам не состоялась. 14(27) сентября 1919 года хиротонисан во епископа и определен епископом Волоколамским, викарием Московской епархии.

Естественно, революционеры простить ему такую активную религиозную деятельность не могли, и в 1921 году был арестован, но освобожден без права выезда из Москвы. Поселился в Московском Свято-Даниловском монастыре. В 1922 году вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, а в июле 1923 года сослан на два года в Тобольский округ. Освобожден из ссылки 2 августа 1925 года И вновь арест. На сей раз 30 ноября 1925 года вместе с большой группой насельников Свято-Даниловского монастыря. Проходил епископ по делу Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). 21 мая 1926 года по решению ОСО при Коллегии ОГПУ за КРД (ст. 62, 68 УК РСФСР) сослан на 2 года в Среднюю Азию. В ссылке проживал в гг. Турткуль и Ходжейли Каракалпакии. По возвращению из ссылки 13 июня 1928 года определен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии. Епархией не управлял, поскольку 14 декабря 1928 года был арестован и по определению ОСО при Коллегии ОГПУ от 17 мая 1929 года направлен на три года в Соловецкий ЛОН. И в 1930 году переведен на положение ссыльного. В ссылке находился в гг. Кемь, Котлас, Великий Устюг, Усть-Куломского районе Коми АО (13 октября 1931 — февраль 1933 года). В феврале 1933 года получил разрешение на выезд в город Арзамас Горьковской области, где жил до марта 1934 года, служил в храмах с местным духовенством. В 1934 году вновь осужден ОСО при Коллегии ОГПУ по ст. 58-10, 11 УК РСФСР к трем годам ссылки в Северный край.

В ссылке проживал в селе Кочпон Сыктывдинского района Коми АССР, где под его духовным руководством сложилась община ссыльных духовенства и мирян (по другим данным находился в ссылке в Усть-Куломском районе, в селе Кочпон поселился после окончания срока ссылки). Арестован 24 февраля 1937 года и содержался в Сыктывкарской тюрьме НКВД. Обвинялся архиерей в создании и руководстве контрреволюционной организацией «Священная дружина», «выступления с контрреволюционными установками», контрреволюционной агитации, организации материальной помощи ссыльным священникам. По делу «Священной дружины» проходили 13 человек, в том числе епископ Арзамасский Серапион (Шевалеевский), игумен Иоанникий (Тарара), иеромонах Михаил Любимов, монахи Иоанн (Смурыгин), Мартемиан Васильев-Жуков, иерей Стефан Ермолин. 13 сентября 1937 года осужден Тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Сыктывкаре 15 сентябяр 1937 года.

Священный Синод Определением от 06 октября 2001 года причислил епископа Германа (Ряшенцева) к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Иерей СТЕФАН ЕРМОЛИН

Будущий священник родился 22 мая 1891 года в крестьянской семье в селе Часово Яренского уезда Вологодской губернии, ныне Сыктывдинский район Республики Коми. Окончил начальную школу. По неподтвержденным данным известно, что Стефан Ермолин участвовал в Первой мировой войне. В 1919-1922 годах служил в Красной армии, был командиром взвода, помощником командира роты. После демобилизации вернулся к крестьянскому труду. Семейное хозяйство по доходам считалось середняцким, а чтобы добиться таких показателей, приходилось работать всем членам семьи с раннего утра до позднего вечера.

Будучи человеком глубоко верующим, Стефан решает посвятить себя служению Господу. И в 1926 году его рукополагают во священника, хотя по другим данным он являлся «служителем культа» только с 1927 года. В середине 30-х гг. был священником Нижнеконской Крестовоздвиженской церкви в местечке Нижний Конец Сыктывкара, ранее приписной к Усть-Сысольскому Троицкому собору. В 1936 году по анонимному доносу был привлечен к ответственности органами НКВД «за спекуляцию церковными ценностями», но вскоре оправдали. Зная о негласной слежке за ним, все же поддерживал теплые отношения с ссыльным духовенством. 24 февраля 1937 года арестован в Сыктывкаре по сфабрикованному делу «Священной дружины». По этому же делу от рук революционеров также пострадали епископ Вязниковский Герман (Ряшенцев), епископ Арзамасский Серапион (Шевалеевский), игумен Иоанникий (Тарара), иеромонах Михаил Любимов, монахи Иоанн (Смурыгин), Мартемиан Васильев-Жуков) — всего тринадцать человек. 13 сентября 1937 года Тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10, 11 УК РСФСР осужден к высшей мере наказания — к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 15 сентября 1937 года в Сыктывкаре.

Священный Синод Определением от 6 октября 2001 года причислил иерея Стефана Ермолина к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Иерей ГРИГОРИЙ БРОННИКОВ

Григорий Алексеевич родился в семье диакона Никольской Пыелдинской церкви 27 января 1876 года в селе Пыелдино Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (современный Сысольский район Республики Коми). Получив аттестат об образовании, молодой Григорий решает продолжить жизненный путь отца — стать священником. В 1895 году окончил Вологодскую Духовную семинарию. Долгим оказался его путь от псаломщика до священника. С 19 лет он работал церковнослужителем в разных церквях Коми края. С сентября 1895 года приступил к работе в должности псаломщика Чухломской Крестовоздвиженской церкви Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, а затем утвержден в должности псаломщика при этой же церкви. В 1896-1900 годах обучал детей пению в Чухломской церковно-приходской школе. 25 августа 1900 года перемещен в псаломщики а в 21 апреля 1904 года определен в диакона церкви Успения Богородицы в селе Лойма Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. б июня 1904 года рукоположен во диакона епископом Великоустюжским Гавриилом. В 1910-1912 годах, в период службы в селе Лойме, был законоучителем Ракинского земского училища. В 1912-1914 годах был без места. 11 февраля 1914 года определен исполнять должность псаломщика-диакона Выльгортской Сретенской церкви Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, в каковой должности состоял как минимум до 1918 года. В 1914 году переехал в село Выльгорт и в Давском земском училище состоял учителем пения.

После 1917 года в переломный год для страны был рукоположен во священника. К сожалению точная дата не установлена. В 1921 году стал священником Селибской Богоявленской церкви Удорского района Коми АО и прослужил там до 1936 года, вплоть до ее закрытия. После того, как большевики взяли власть в свои руки, в стране наступил хаос. Новая власть искала причины экономического кризис и «нашла», обвинив во всем кулаков.

В 1930 году Григорий тоже был отнесен к кулакам и обложен индивидуальным налогом. 7 августа 1937 года его арестовали как неблагонадежного обвинили его в том, что «систематически среди населения вел контрреволюционную агитацию против советской власти».

29 августа 1937 году осужден Тройкой при УНКВД Коми АССР по ст.58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания, расстрелян 31 августа 1937 года. Реабилитирован в 1989 году.

Священный Синод Определением от 06 октября 2001 года причислил иерея Григория Бронникова к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Иерей НИКОЛАЙ ДОБРОУМОВ

Родился Николай Николаевич 24 декабря 1876 года в городе Усть-Сысольске (современный Сыктывкар) в семье смотрителя Усть-Сысольского Духовного училища. В 1879 году его отца назначили священником Усть-Куломской Петропавловской церкви. Николай пошел по стопам отца. Окончив в 1899 году Вологодскую Духовную семинарию, был отправлен в Усть-Сысольский уезд. 21 августа епископом Великоустюжским Гавриилом рукоположен во священника к Помоздинской Успенской церкви. В марте 1903 года 21 числа переведен священником в Усть-Куломскую Петропавловскую церковь, а 20 декабря 1906 года назначен священником к Аныбской Спасо-Преображенской церкви.

Во время служения в с. Помоздино, в 1899-1903 годы, был законоучителем в Помоздинских земских мужском и женском училищах, с 1901 по 1903 — Вольдинском сельском училище, параллельно заведовал Роздинской школой грамоты (1899-1903). Далее в Усть-Куломе работал законоучителем земского училища (1903-1907) и заведовал Донской школой грамоты (1903-1906). В 1903 году был утвержден членом попечительского совета благочиннического округа Усть-Сысольского уезда. Во время служения в с. Аныб с 1907 по 1910 годы состоял законоучителем местной церковноприходской школе Ручевского земского училища Деревянской волости. С 1914 года в Лунпокинском земском училище Аныбской волости, где с 1909 года являлся председателем попечительского совета Аныбского прихода.

Отец Николай имеет церковные и государственные награды. В 1906 году награжден медалью в память участия в деятельности общества Красного Креста во время русско-японской войны. За усердную и полезную службу 29 марта 1909 года награжден набедренником, а в 1909 году удостоен медали в память 25-летия со времени восстановления церковных школ императором Александром III, и в 1913 году удостоен медали в память 300-летия царствования дома Романовых.

После революции жил в соседнем с Аныбо селе Дон Усть-Куломского уезда Коми АО, служил священником в Донской Вознесенской церкви. После закрытия храма в 1935 году совершал требы на дому. В смутное для страны время 11 августа 1937 года был арестован и содержался в Сыктывкарской тюрьме НКВД. Его обвиняли в том, что «у себя на квартире и других устраивал нелегальные сборища церковников, на которых под видом богослужений вел контрреволюционную агитацию, направленную против мероприятий партии и правительства, в частности — против коллективизации, выполнения государственных обязательств, клеветал на налоговую политику советской власти», распространял «слухи пораженческого характера о войне и гибели советской власти».

Пытки и многочасовые допросы его дух не сломили, виновным он себя так и не признал. 23 августа 1937 года Тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР осужден к высшей мере наказания, а через два дня 25 августа 1937 года расстрелян в Сыктывкаре.

Священный Синод Определением от 06 октября 2001 года причислил иерея Николая Доброумова к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Иерей ПАВЕЛ МАЛИНОВСКИЙ

15 января 1874 года в семье диакона Шелотовской Троицкой церкви родился сын, назвали мальчика Павлом. Получив аттестат зрелости, молодой человек из своего села Шелота Вельского уезда Вологодской губернии переезжает в столицу, чтобы попытаться поступить в семинарию. Полученные в школе глубокие знания и молитва помогли выпускнику стать студентом семинарии. В 1894 году Павел успешно окончил Вологодскую Духовную семинарию со званием студента и 13 декабря 1894 года назначен на должность надзирателя Усть-Сысольского Духовного училища, в каковой состоял до 31 декабря 1897 года по благословению епископа Вологодского и Тотемского Алексея. 14 ноября 1897 года определен на должность священника и 28 января 1898 года епископом Великоустюжским Гавриилом рукоположен во священника к Усть-Вымской Благовещенской церкви Яренского уезда Вологодской губернии.

С 1898 года состоял заведующим и законоучителем Усть-Вымской мужской двухклассной церковно-приходской школы. В 1906-1910 годах был законоучителем Вогваздинского земского училища, в 1909-1914 годах — заведующим Усть-Вымской женской церковно-приходской школы. За добросовестное отношение к своей работе в 1902-1905 годах состоял в должности депутата по делам следственным и хозяйственным по второму благочинническому округу Яренского уезда. С 1905 года по 1917 год был благочинным II благочиннического округа Яренского уезда Вологодской губернии. За усердную и полезную службу 29 марта 1905 года награжден набедренником, а 14 апреля 1910 года — скуфьей. Определением Священного Синода от 25 марта 1917 года награжден камилавкой. Также был награжден серебряной медалью в память 25-летия церковных школ.

После 1918 года проживал в Усть-Выми. До 1933 года был настоятелем Усть-Вымской — Благовещенской церкви. Будучи благочинным, возглавлял приходы, находящиеся в подчинении Патриарху Тихону. После закрытия Благовещенской церкви служил в Ыбской Свято-Казанской церкви того же приход (она была перестроена из часовни после 1918 года). После закрытия в июне 1935 года Ыбской Свято-Казанской церкви был вынужден заниматься крестьянским хозяйством. В 1918 году обложен контрибуцией в 500 руб. В 1921 году привлекался за то, что не сдавал церковные ценности. В 1931-1932 годах состоял на учете КОО ОГПУ как «антисоветский элемент» («сгруппировал вокруг себя монашество, через которых ведет антисоветскую деятельность»).

В 1936 году привлекался к ответственности по ст. 192 УК РСФСР, но был оправдан по суду. Арестован 06 августа 1937 года, одновременно с иереем Николаем Кирилловым. Содержался в Сыктывкарской тюрьме НКВД. Обвинялся, в частности, в том, что «систематически вел контрреволюционную деятельность за открытие церкви в дер. Казанский Иб». Осужден 23 августа 1937 года Тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания — к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 25 августа 1937 года в Сыктывкаре.

Священный Синод Определением от 26-27 декабря 2001 года причислил иерея Павла Малиновского к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Иерей ИОАНН ПАВЛОВСКИЙ

Иоанн Петрович родился 28 января 1876 года в селе Поповонаволоцком Шенкурского уезда Архангельской губернии в семье священника. В 1892 году окончил Шенкурское Духовное училище, в 1893 году по семейным обстоятельствам уволен из 1-го класс Архангельской Духовной семинарии. 14 августа 1893 года определен псаломщиком к Усть-Кожвинской Петропавловской церкви, а 13 сентября 1894 года переведен в Бакуринскую Спасскую церковь Печорского уезда Архангельской губернии.

В 1900 году в испытательной комиссии при Архангельской Духовной семинарии сдал экзамен на диакона и 19 марта 1900 года рукоположен во диакона, за прилежание оставлен на должности псаломщика Бакуринской Спасской церкви. В июле 1901 года отрешен от места, но зимой 19 декабря 1901 года вновь назначен псаломщиком Замеженской Зосимо-Савватиевской церкви Печорского уезда Архангельской губернии. 09 августа 1908 года допущен и до диакона, а 15 февраля 1910 года утвержден в должности диакона Усть-Цилемского Никольского собора Печорского уезда Архангельской губернии.

23 июля 1912 года в испытательной комиссии при Архангельской Духовной семинарии сдал экзамен для принятия сана священника. Выдержав серьезный экзамен, 25 августа 1912 года рукоположен во священника к Мошьюгской церкви во имя Собора Пресвятой Богородицы Печорского уезда Архангельской губернии. В течение семи лет, 1894-1901 годы, состоял законоучителем Бакуринской церковно-приходской школы.

В 1912-1918 годах работал законоучителем Мошьюгского одноклассного сельского училища МНП. После 1918 года предположительно служил священником Мошьюгской Богородицкой церкви.

В 1933 году находился под следствием органов НКВД по подозрению в укрывательстве ценностей, но к суду не привлекался. С 1935 года проживал в деревне Большое Галово Ижемского района Коми АО, служил священником, но недолго. Уже 30 июня 1937 года был арестован, содержался он в Ижемской тюрьме. Обвинялся, в частности, в том, что «проводит контрреволюционную агитацию среди колхозников, высказывая о скорой перемене существующего строя и падения советской власти, восхваляет Гитлера». Осужден 16 сентября 1937 года Тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в селе Ижме 19 сентября 1937 года.

Священный Синод Определением от 06 октября 2001 года причислил иерея Иоанна Павловского к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Иерей ИОАНН ПОПОВ

Родился отец Иоанн 20 июня (3 июля) 1865 года в селе Бурдуково Грязовецкого уезда Вологодской губернии в семье диакона Бурдуковского Никольской церкви. По семейным обстоятельствам в 1885 году вышел из 2-го класса Вологодской Духовной семинарии. 25 октября 1885 года определен псаломщиком к Шежамской Спасо-Преображенской церкви Яренского уезда Вологодской губернии.

За прилежное служение 3 мая 1889 года посвящен в стихарь. По окончании послушания определен 30 мая 1901 года и допущен псаломщиком к Важкурьинской Богородицкой церкви Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, и только 28 августа 1906 года утвержден в сей должности.

В 1889-1900 годах служил во славу Божию учителем церковного нения в Айкинской земской школе Шежамского прихода. Во время служения в Важкурьинской Богородицкой церкви с 1901 года был учителем нения исполнял обязанности законоучителя 1901-1905 годах. Затем в Важкурьинской церковно-приходской школе был законоучителем с 1911 года и учителем пения с 1912 года Важкурьинского земского училища. С мая 1903 года являлся лектором народных чтений. В 1909 году за заслуги перед просвещением награжден серебряной медалью на двойной Владимирской и Александровской ленте.

После 1917 года проживал в селе Важкурья, состоял псаломщиком Важкурьинской Богородицкой церкви, а с 1922 года проживал в с. Керчомья Усть-Куломского уезда Коми АО, там же служил священником Иоанно-Предтеченской церкви (дата рукоположения не установлена). В 1932 году был арестован за сокрытие ценностей, но освобожден без суда.

2 сентября 1937 года был арестован и содержался в Сыктывкарской тюрьме НКВД. Обвинялся в том, что «на протяжении ряда лет ведет контрреволюционную агитации против мероприятий партии и советской власти в частности против колхозного строительства, распространял провокационные слухи пораженческого характера о предстоящей войне и гибели советской власти, высказывал сожаление после расстрела врагов народа, японо-немецких шпионов Тухачевского, Якира и др.».

Осужден 21 сентября 1937 года Тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания — к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в Сыктывкаре 23 сентября 1937 года.

Священный Синод Определением от 06 октября 2001 года причислил иерея Иоанна Попова к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Иерей ПАЛЛАДИЙ ПОПОВ

Родился Палладий Иванович 27 января 1879 года в селе Устье Никольского уезда Вологодской губернии в семье священника. В 1902 году окончил Архангельскую Духовную семинарию по 2-му разряду. В 1903-1905 годах обучался в Казанском ветеринарном институте. Отличные теоретические знания, полученные в институте и в семинарии, помогли ему в работе. Туда, где требовался высококвалифицированный специалист, назначали Палладия Ивановича. Это мы видим по его послужному списку. В 1906-1913 годах — учитель второклассной школы в с. Сизябск Печорского уезда Архангельской губернии. В 1906-1907 годах состоял в партии эсеров.

В 1913 году епископом Архангельским и Холмогорским Нафанаилом рукоположен во священника к Гамской Сретенской церкви Печорского уезда Архангельской губернии.

В 1913 году работал законоучителем и заведующим Гамской церковно-приходской школы, а с 1914 года был законоучителем Мохченского двухклассного приходского училища. В 1917-1918 годах был законоучителем и учителем Мохченских педагогических курсов, учителем Гамского сельского училища.

После 1918 года проживал в селе Гам, был священником Гамской Сретенской церкви В 1933 году привлекался к ответственности по ст. 59-12 УК РСФСР, но осужден не был. Арестован в селе Гам Ижемского района Коми АССР 31 июля 1937 года. Под следствием содержался в Ижемской тюрьме. Обвинялся в том, что «после опубликования новой конституции систематически вел среди колхозников антисоветскую агитацию, направленную против советской власти, искаженно истолковывал новую конституцию среди колхозников и единоличников, ждет войны и падения советской власти».

Осужден 21 сентября 1937 года Тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Ижме в период с 22 по 25 сентября 1937 года.

Священный Синод Определением от 06 октября 2001 года причислил иерея Палладия Попова к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Иерей ВСЕВОЛОД ПОТЕМИНСКИЙ

Родился Всеволод Иванович 30 марта 1870 году в городе Никольске Вологодской губернии в семье пономаря Ляменьской Благовещенской церкви Никольского уезда Вологодской губернии. В 1890 году окончил 3 класса Вологодской Духовной семинарии. 04 октября 1890 года определен, а 21 ноября 1890 года епископом Великоустюжским Иоанникием рукоположен во диакона к Симоноволомской Крестовоздвиженской церкви Великоустюжского уезда Вологодской губернии.

С 17 апреля 1900 года является диаконом Халезской Введенской церкви Никольского уезда Вологодской губернии. 28 апреля 1903 года определен и 0З июня 1903 года епископом Вологодским и Тотемским Алексием рукоположен во священника к Семуковской Никольской церкви Яренского уезда Вологодской губернии.

В 1891-1900 годах состоял учителем Симоноволомской народной начальной школы. В период служения на Семуковском Никольском приходе с 1903 года состоял законоучителем Семуковской церковно-приходской школы и с 1910 года Кырсинского земского начального училища За просвещение прихожан в 1914 году награжден набедренником, а в 1916 году — скуфьей.

После 1917 года жил в селе Семуково, служил в Семуковской Никольской церкви до ее закрытия зимой 1937 года. За свое вероисповедание неоднократно арестовывался. Был судим в 1928, 1934, 1936 годах.

Последний раз арестован 7 августа 1937 года, его заточили в Сыктывкарскую тюрьму НКВД. В постановлении на арест характеризовался как «реакционно-настроенный тихоновец». Обвинялся в том, что «участвует в контрреволюционных сборищах, ведет активную антисоветскую агитацию», выражавшуюся в протестах против закрытия церкви, сборах денег на уплату церковного налога, и другие причины.

Осужден 16 сентября 1937 года Тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 ч.1 к высшей мере наказания — к расстрелу. Расстрелян в Сыктывкаре 19 сентября 1937 года.

Священный Синод Определением от 06 октября 2001 года причислил иерея Всеволода Потеминского к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Псаломщик МИХАИЛ ЕРОГОДСКИЙ

Будущий церковнослужитель родился 17 сентября 1878 года в селе Важгорт Яренского уезда Вологодской губернии, ныне Удорский район Республики Коми в семье псаломщика Важгортской Воскресенской церкви. В 1894 году окончил 2 класса Усть-Сысольского Духовного училища. В 1894-1899 годах «жил у отца».

В 1899 году по жребию был принят на военную службу, состоял рядовым 223 Коротомского резервного батальона. Уволен в запас в 1902 году. 28 февраля того же года епископом Велико-Устюжским Гавриилом допущен к исправлению должности псаломщика Важгортской Воскресенской церкви Яренского уезда Вологодской губернии на место больного отца. В 1903 году утвержден в должности и получил благословение владыки Гавриила на ношение стихаря. В 1914 году вновь призван в действительную армию, находился в обозном батальоне писарем.

После 1917 году демобилизовался и вернулся в родное село Важгорт. Состоял в партии эсеров. В годы гражданской войны поддерживал белое движение. До 1936 году служил псаломщиком Важгортской Воскресенской церкви. В 1930 году отнесен к кулакам.

В 1931 году был осужден по ст. 131 УК РСФСР, в 1935 году — по ст. 61 УК РСФСР, оба раза к одному году исправительных работ. Арестован 10 августа 1937 года, содержался он в Сыктывкарской тюрьме НКВД. Обвинялся в частности в том, что «являясь попом-белобандитом, систематически проводил контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и правительства», «среди населения ведет контрреволюционную агитацию, заявляет, что в колхоз вступать не надо… Организует единоличников и пишет им коллективные заявления с требованием выделить сенокосы из колхозных участков с угрозой, что в случае не выделения весь скот будет зарезан». Никакие пытки не сломили Михаила, он виновным себя не признал.

28 августа 1937 года осужден Тройкой УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян 31 августа 1937 года в Сыктывкаре.

Священный Синод Определением от 26-27 декабря 2001 года причислил псаломщика Михаила Ерогодского к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Иерей ДИМИТРИЙ СПАССКИЙ

21 января 1877 году в селе Койгородке Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (современный Койгородский район РК) в семье учителя Вассиана Дмитриевича Спасского родился сын, назвали его Димой. В том же году его отец Вассиан Дмитриевич Спасский был рукоположен во священника. Его брат Яков в это время был уже иереем. В 1901 году окончил Вологодскую Духовную семинарию. 20 июня 1901 году определен псаломщиком к Усть-Сысольскому Троицкому собору.

В 1903-1908 годах — учитель Деревянской двухклассной школы Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. Епископом Великоустюжским Алексием 25 сентября 1908 года рукоположен во диакона, а на другой день — во священника к Усть-Немской Спасской церкви Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. Во время службы в Усть-Сысольске в 1901-1903 годах состоял законоучителем Читовского земского училища, законоучителем и учителем пения Кочионской Церковно-приходской школы.

В 1911-1918 годах был законоучителе в Усть-Немском и Парчегском земских училищах. В 1909 году был назначен депутатом по делам следственным и хозяйственным благочиннического округа Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. За особые заслуги в 1913 году награжден набедренником. В 1917-1918 годах проживал в селе Усть-Нем.

15 сентября 1918 года арестован по приказу командира отряда красноармейцев М. Маидельбаума, обвинившего о. Димитрия в том, что он  «произносит проповеди против Советской власти, называя ее властью грабительской». Арестованного отконвоировали на пароход, где ему был устроен допрос.

По решению командования отряда и членов Усть-Сысольской уездной ЧК 19 сентября 1918 года иерей Димитрий Спасский был расстрелян у зимовки Подора в 26 км от села Помоздино. Через три дня тело расстрелянного священника было перевезено в селе Помоздино и захоронено на местном кладбище. Отпевание совершил настоятель Помоздинской Богородице-Успенской церкви иерей Алексий Тюрнин.

Священный Синод Определением от 06 октября 2001 года причислил иерея Димитрия Спасского к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Иерей НИКОЛАЙ ШУМКОВ

Родился Николай Николаевич 4 ноября 1886 года в селе Слудка Яренского уезда Вологодской губернии (совр. Сыктывдинский район Республики Коми) в семье псаломщика диакона Слудской Спасской церкви. Его брат Александр Шумков в это время был уже иереем. В 1904 году вышел из 2-го класса Вологодской ДС.

21 марта 1906 года определен исполнителем должности псаломщика Слудской Спасской церкви, а 1 мая 1908 года утвержден в должности псаломщика. 16 августа 1913 года определен диаконом к Помоздинской Успенской церкви Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии.

29 сентября 1913 года епископом Великоустюжским Алексием рукоположен в сан диакона. В 1906-1913 годах состоял учителем нения в Слудской церковно-приходской школы, в 1912-1913 годах законоучителем в Прокопьевском земском училище.

В 1914-1918 годах был законоучителем Скородумского и Вольдинского земских училищ. В переломный для страны время был рукоположен во священника после 1918 года (точная дата не установлена). До конца 20-х годов проживал в Усть-Куломском уезде Коми АО.

В 1929 года осужден за неуплату госсбора по землеустройству на 4 месяца исправительно-трудовых работ. В 1931 году привлекался к ответственности за невыполнение мясопоставок. В середине 30-х годов проживал в селе Ыб Сыктывдинского района Коми АО, являлся священником Ыбской Вознесенской церкви.

Арестован 14 августа 1937 года. Отец Николай обвинялся в том, что «активно вел контрреволюционную деятельность, систематически распространял слухи о скором развале колхозов и падении Советской власти, называя при этом Советскую власть грабительской властью. Доказывает о голоде и наличии принудительного труда в Советском Союзе, что организация колхозов правительством проводилась и проводится принудительным путем, утверждал, что скоро будут расправляться с коммунистами». Виновным себя не признал.

Осужден 19 августа 1937 г. Тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 ч.1 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Сыктывкаре 21 августа 1937 года.

Священный Синод Определением от 06 октября 2001 года причислил иерея Николая Шумкова к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Иеромонах МЕЛЕТИЙ (Федюнев)

Будущий иеромонах (Федюнев Михаил Михайлович) родился 1 ноября 1871 года в селе Занулье Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, ныне Прилузский район РК. Иеромонах Ульяновского Троице-Стефановского монастыря Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии.

В 1918 году исполнял в монастыре послушание казначея. Во время гонений на Церковь 18 сентября 1919 года арестован вместе с игуменом Амвросием (Морозовым), иеромонахами Тихоном (Лапшиным), Африканом (Глыбовым), иеродиаконом Никодимом (Деминым) и монахом Вениамином (Митюшевым) по предписанию Северо-Двинской Гу6ЧК «за сокрытие 500 пудов хлеба». Все были направлены в Северо-Двинский концлагерь в Великом Устюге. Были освобождены под письменное обязательств выехать в Лальск и находиться там до конца следствия.

17 ноября 1919 года в Великоустюжском Иоанно-Предтеченском монастыре вновь были арестованы Гу6ЧК «до конца гражданской войны». По-видимому, вскоре все были освобождены и смогли вернуться в Ульяново (по другим источника — находились в заключении в концлагере до мая 1920 года).

После 1920 года проживал в с. Кужба Усть-Куломского уезда Коми АО. По просьбе местных жителей совершал требы на дому, но в храме не служил. Арестовывался в 1929 и 1932 годах «за валюту» и «сокрытие ценностей», но к судебной ответственности не привлекался.

Вновь арестован 2 сентября 1937 года. Проходил по одному делу с монахом Виталием Туркиным и крестьянином А.А. Тарабукиным. Содержался в Сыктывкарской тюрьме НКВД.

Осужден 21 сентября 1937 года. Тройкой при УНКВД  Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Сыктывкаре 23 сентября 1937 года.

Священный Синод Определением от 06 октября 2001 года причислил иеромонаха Мелетия (Федюнева) к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Иеромонах ПЛАТОН (Колегов)

Родился отец Платон (Колегов Петр Тихонович) 20 августа 1865 года в селе Гайны Чердьшского уезда Пермской губернии. Иеромонах Ульяновского Троицко-Стефановского монастыря Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии.

В 1919 году после ареста игумена Амвросия на него как на настоятеля легли все обязанности по монастырю.  В 1920 году арестован Усть-Сысольской уездной ЧК в числе 20 насельников монастыря. Обвинялся в «контрреволюции» и «службе белым» в период занятия ими монастыря (октябрь 1919 — март 1920 года).

30 сентября 1920 года выездной сессией Северо-Двинского губревтрибунала осужден на 5 лет лишения свободы с направлением в концлагерь. Вместе с ним были осуждены протодиакон Павел (Козлов), послушники Василий Забоев и Николай Шучалин. Как и многие священнослужители, наказание отбывал в Северо-Двинском концлагере в г. Великий Устюг.

В 1921 году переведен в Усть-Сысольскую тюрьму, но в 1925 году был освобожден за недоказанностью улик. После освобождения из концлагеря поселился в селе Часово Сысольского уезда Коми АО. Состоял священником Часовской Спасской церкви.

Вновь арестован 12 июня 1937 года. Содержался в Сыктывкарской тюрьме НКВД. Проходил по одному делу с иереем Александром Тюрниным, настоятелем Палевицкой Покровской церкви. Обвинялся в том, что будучи служителем культа … активно вел контрреволюционную деятельность, устраивал сборища, доказывал о скорой гибели коммунизма, советской власти и колхозов, призывал в колхозы никому не вступать, используя при этом религиозные предрассудки».

Осужден 13 августа 1937 года Тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10,11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Сыктывкаре 15 августа 1937 года.

Священный Синод Определением от 06 октября 2001 года причислил иеромонаха Платона (Колегова) к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Монахиня ЕЛИЗАВЕТА ЯРЫГИНА

Родилась Елизавета в 1879 году в селе Сафронов Яренского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Послушница, предположительно с 1918 года являлась монахиней Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря Яренского уезда Вологодской губернии.

В 30-е годы жила в селе Выльгорт Сыктывдинского района Коми АССР, с 1935 года исполняла обязанности псаломщицы (так записано в следственном деле) Выльгортской  Сретенской церкви.

В тяжелый тридцать седьмой год была арестована; случилось это 4 августа. Содержалась монахиня в Сыктывкарской тюрьме НКВД. Обвинялась, в частности, в том, что «активно проводит контрреволюционную деятельность, распространяя слухи о скором развале колхозного строительства и Сов. власти». Унижения и пытки не  смогли ее сломить, виновной себя она не признала.

10 сентября 1937 года осуждена Тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Ее расстреляли через два дня после оглашения приговора 12 сентября в Сыктывкаре.

Священный Синод Определением от 06 октября 2001 года причислил монахиню Елизавету (Ярыгину) к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

ЕФИМ ПЕТРОВИЧ КОЧЕВ

Ефим Кочев был старостой Сретенской церкви с. Выльгорт Сыктывдинского района. Родился Ефим в 1867 году в том же селе в семье крестьян. Обучался три года в сельской школе. До революции крестьянствовал, после революции служил старостой Сретенской церкви села Выльгорт.

Арестовали Ефима 14 сентября 1937 года в своем родном селе. На период следствия содержался в Сыктывкарской тюрьме. Приговорен к высшей мере наказания. Приговор исполнен 18 сентября 1937 года.

Решением Священного Синода от 06 октября 2001 года включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

ЕЛЬКИН ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ

Родился Павел Николаевич Елькин 23 июня 1876 года в селе Шошка Сыктывдинского района Коми АССР. Семья Елькиных была многочисленной, поэтому мальчика к себе на воспитание взял дед, проживавши в Усть-Сысольске. Окончил приходскую  школу и получил навыки кузнеца и слесаря.  Некоторое время жил в Петербурге, вернувшись работал на заводе. С этого момента началась его политическая жизнь. С воодушевлением встречает известие о революции и свержении царского режима, стал одним из активных участников установления Советской власти в Коми крае.

С 1918 года — член ВКП(б). Но уже в конце 20-х отходит от дел. Жил Павел Николаевич со своей семьей в местечке Кочпон, возле храма. Дом его и по сей день не только стоит, но и обитаем.

В 30-е годы в Сыктывкар жизнь прибила многих незаурядных людей. Пристанищем был храм, где находили свой приют и молились архиереи, священнослужители, фрейлины императорского двора. Знакомство с ними перевернуло жизнь коммуниста Елькина. Не последнюю роль сыграла и жена, исполнявшая в одно время обязанности старосты храма.

Личное знакомство и дружеские отношения с епископом Германом также повлияли на веру бывшего коммуниста. Павел был в тесных отношениях с Владыкой. Его также как и епископа Германа арестовали 24 февраля 37 года. Проходил Павел по тому же самому делу о «Священной дружине». На время содержания в Сыктывкарской тюрьме «страдал пороком сердца, расширением легких».

Осужден Тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 15 сентября 1937 года.

Решением Священного Синода от 12 марта 2002 года включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

(+1 баллов, 1 оценок)
Загрузка...