Собор Новомучеников и исповедников Российских

Сегодняшний воскресный день является днем поминовения всех новомучеников и исповедников Российских, убиенных в ХХ веке в период страшных гонений на Русскую Православную Церковь.

Поразительно установление этого дня, которое произошло на Поместном Соборе в 1918 году. Собор должен был начать свою вторую сессию 7 февраля, и члены Собора ожидали, что его почетный председатель митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) приедет на эту сессию. Но он не приехал, и очень скоро Собор узнал, что он убит. Убит архиерей, считавшийся по праву одним из самых авторитетных и уважаемых архиереев Русской Церкви. И самое страшное, убит руками русских же людей.

Убийцы святого митрополита Владимира явились в Киево-Печерскую Лавру, они несколько часов истязали Святителя, а потом увели его из Лавры и убили. И никто из многочисленной братии Киево-Печерской Лавры не попытался защитить своего священноархимандрита, не попытался разделить с ним его мученическую смерть.

Как это могло случиться? Уже на Соборе этот вопрос задавали себе его участники. И не зная до конца еще ответа на этот вопрос, лишь  предчувствуя, что многим из них придется разделить с митрополитом Владимиром страшную участь быть убитыми и преданными, члены Собора приняли решение о том, что в надвигающихся на Церковь гонениях память мучеников, которых будет все больше и больше, должна отмечаться либо в день убиения митрополита Владимира, либо в ближайшее воскресение после этого дня. В 2013 году дату поминовения Новомучеников несколько изменили: если 7 февраля приходится на понедельник-среду, то поминовение осуществляется в предшествующее воскресенье, если на четверг-субботу, то праздник переносится на ближайшее последующее воскресенье.

О событиях вековой давности размышляет сегодня протоиерей Роман Нец: «Почему стало возможным это гонение? Русская Православная Церковь была крупнейшей поместной православной церковью в мире. Ее духовенство было самым образованным, ее богатства были несравнимы с богатствами никакой другой православной поместной церкви. Количество храмов, монастырей превосходило многие поместные церкви православного мира. И находилась церковь под защитой православной монархической власти.

Все казалось незыблемым, все казалось построенным на века. Но были высокомерные архиереи, не желавшие знать нужд своих епархий. Были корыстные священники, думавшие лишь о своем земном благоустроении, но не о нуждах своих прихожан. Были ленивые и невежественные монахи. Были и православные миряне, подавляющее большинство которых воспринимало церковную жизнь как почетную бытовую традицию. И вот эти люди постоянно искушая друг друга, теряли и убивали веру.

Видя недостатки священства, недостатки мирян, некоторые люди решали для себя, что Бога нет, что Христос никогда в этот мир и не приходил, и что религия — это действительно опиум для народа. И вот такие обиженные «праведники», превращавшиеся в злодеев, часто оказывались самыми страшными разрушителями церкви. Церковь гнали из-за худших, а погибали в ней первыми лучшие.

Когда гонят церковь, она должна защищаться. Но разные члены церкви защищаются по-разному. У архиерея, священнослужителя нет иного способа защиты церкви и самого себя, кроме молитвы, пастырского слова. Но не всегда этой молитвы оказывается достаточно, не всегда  слово способно остановить богоборцев. И тогда должны были сказать свое слово православные миряне, которые, если это необходимо, должны были защитить своих беззащитных пастырей. Этого не произошло. Кроме того, Церковь вдруг обнаружила, что внутри себя она подвергается глубокому раздору и разделению.

За один 1937 год было уничтожено около 85 тысяч священнослужителей. Казалось, церкви нет места на Русской земле. И тем не менее, случилось настоящее чудо. Церковь осталась на нашей земле. Уже много лет мы живем в условиях, когда мы действительно свободны. Открываются все новые и новые храмы и монастыри, значительно увеличилось число пастырей. Но все ли так хорошо у нас, как  когда-то и не мечталось?

Увы, нет. Мы видим, что очень многие люди так и не пришли в церковь, а некоторые из тех, кто пришел, оставил ее. Почему это происходит? Наверное, потому, что мы с вами – все, и архиереи, и священники, и монахи, и миряне — оказываемся недостойными той великой миссии, которую возлагает на нас Господь. Почему же, даже пройдя страшный опыт гонений, мы оказываемся неспособными исполнять свою христианскую миссию?

Когда те лучшие христиане, которые сто лет назад погибали из-за худших, молили Господа о прощении Русской земли, видимо, Господь простил в надежде на то, что вымоленный новомучениками народ придет в храм.

Однако трезвый взгляд на нас самих открывает нам неприятную истину. Мы хуже тех, кто жил в начале ХХ века. Мы более суетны, гораздо более корыстны, завистливы, озлоблены, чем были русские люди тогда. Многие из нас с легкостью забывают о Христе, о церкви, и тем самым предают их, ведь в своей жизни они практически ничем не отличаются от людей не церковных. И более того, в своей жизни ведут себя зачастую хуже, чем многие не церковные люди.

Нося на себе кресты, посещая храмы, мы очень часто не исполняем своего главного христианского долга. Мы сами оказываемся так или иначе гонителями церкви.

И только молитвами святых новомучеников церковная жизнь в России еще жива. Идем ли мы по их пути? Будем же подражать им, нашим новомученикам, достойной, одухотворенной, возвышенной христианской жизнью, да помилует нас Господь».

В день памяти Новомучеников и исповедников Российских во всех храмах Русской Православной Церкви служатся панихиды во всем погибшим в годину гонений за веру Христову. В них включены особые прошения, утвержденные Священным Синодом в 2016 году.

Звучали они сегодня и в нашем Покровском храме. «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси».

«Господи, помилуй», — вторил священнику хор.

«Во блаженном успении вечный покой, подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и сотвори им вечную память».

 Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *