Спаситель и Пресвятая Богородица — Источник вечной радости нашей

В пятницу Светлой седмицы Церковь празднует переходящий праздник в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Живоносный Источник». Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница же Светлой седмицы выделяется тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Празднование это совершается по искренней любви христиан к Пречистой Божией Матери.

Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Пресвятой Богородицей слепца, произошедшее в середине V века у забытого источника в платановой роще неподалеку от Константинополя. Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над громадной каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают исцеления.

Икону Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» глубоко чтили на Руси. Например, в Саровской пустыни в честь этой иконы был воздвигнут храм. Те больные богомольцы, которых преподобный Серафим Саровский посылал молиться перед чудотворной иконой Божией Матери, получали от нее исцеление.

В этот день архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим возглавил Божественную литургию в храме Благовещения Пресвятой Богородицы (Эжва) в сослужении городского духовенства, в том числе благочинного Центрального церковного округа города Сыктывкар протоиерея Феодора Федько.

В проповеди, обращенной к прихожанам, Владыка Питирим, в частности, сказал: «Радуясь о Ее Воскресшем Сыне и Боге, мы сегодня величаем Пречистую Владычицу нашу Богородицу, величаем Ее Живоносным Источником, потому что Она послужила Источником Жизни, она родила бессмертного Царя Христа Спасителя, благодаря Воскресению Которого мы являемся, братья и сестры, наследниками вечного нескончаемого бытия и вечной блаженной нескончаемой жизни. Она явилась Источником Жизни, подавая множество исцелений и утешений от Своих чудотворных икон. Она явилась Источником Жизни, подавая избавление от страданий, болезней и  иных трудностей христианам, когда они притекали к Божией Матери, перед Ее святыми иконами служили  молебны, прося Божию Матерь о помощи. Еще раз всех с праздником Царицы Небесной, с праздником Воскресения Христова. Христос Воскресе!».

В субботу Светлой седмицы состоялось архиерейское богослужение в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского (войсковая часть 5134 города Сыктывкар). Пасхальная неделя заканчивается, и в этот день происходит дробление артоса. Артос — это особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова. Он символизирует собой Воскресшего Бога и то, что Христос пребывает среди нас. И всю Светлую седмицу артос пребывает на почетном месте в храме в открытых Царских вратах. В субботу Светлой седмицы артос дробится и раздается прихожанам.

Артос нам дается для нашего телесного и душевного здравия. Потому полезно его вкушать во время болезни или особенных скорбей в жизни. Он оживит нас. Ведь артос есть символом – духовным составляющим вечной жизни, которую мы получаем в Светлом Воскресении Христовом с Его победой над адом, диаволом, грехом и смертью. И тот, кто вкушает артос или хотя бы даже просто хранит его дома, становится сопричастником вечной пасхальной радости, которую никто и никогда у нас не отнимет, радости, исцеляющей душу и тело человека.

О духовной радости говорил в своей проповеди и Владыка Питирим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос воскресе! Мы только что слышали Евангелие, в котором содержится свидетельство Иоанна Предтечи о Христе.

Иоанн был пророком, последним и самым великим пророком. У него были ученики, и из сегодняшего Евангелия мы слышим о недоумении, которое они выразили. Я напомню этот текст. «Они сказали Ему: Равви! Тот, Который был с тобой при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Ему должно расти, а мне умаляться». 

То есть народ, который шел до этого к Иоанну, пошел ко Христу, что и вызвало недовольство учеников Иоанна, ведь Христос Сам крестился у Иоанна. Для них авторитет учителя, их земная деятельность заслонили волю Божию и конечную цель – спасение народа, они расстраиваются, ревнуют, даже завидуют. А великий Предтеча не опьянен собственной значимостью, он духовно трезв и хорошо видит пропасть, огромную разницу между служителями Божиими, какими бы великими они ни были, и Самим Христом – Мессией, пришедшим спасти мир. И он радуется, что все идут ко Христу, в то время как ученики его огорчаются из-за этого по своему несовершенству. Посмотрите, как реагирует Иоанн Креститель на жалобу своих учеников: «Ему должно расти, а мне умаляться».

А именно Иоанн Креститель был воспринят большинством иудеев именно как Мессия. Евангелист Лука совершенно ясно об этом говорит. Иоанн же свою разницу между Христом и собою выразил так: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви. То есть он категорически отвергает то, что ему не принадлежит. Вот такое скромное и здравое отношение к себе, к своим возможностям и к своей миссии  свойственно всем подлинно святым людям.

Это назидание для нас, чтобы мы не завидовали, когда видим кого-то из наших братьев преуспевающим в добродетели, ибо мелкое относительно, а подлинно великое – от Бога. Если мы осознаем себя служителями одного дела Христова, то для нас не должно быть разницы в том, от кого приходит добро, это наше общее достояние. И наш собственный труд должен совершаться не ради славы человеческой, но во славу Божию. Тогда и труды, и радость становятся общими, и в этом познается любовь и единство учеников Христовых.

Величайший из рожденных женами показывает нам здесь пример смиренномудрия и трезвости, рассуждая так: «Христос – Владыка, а я раб и служитель, Он небесный, а я земной, Господь, имеющий Своей невестой Церковь, является Женихом, а я всего лишь друг Жениха».

Будем внимательны к целям и побуждениям, искать не своего, но Божьего, чтобы радость наша была недосягаема для искушений. И чем больше мы будем трезвы и смиренны, осознавая свою немощь, тем яснее увидим величие Божие и тем сильнее будет бить в нашем сердце источник духовной радости – залог вечной блаженной жизни с воскресшим Христом и со всеми святыми Его. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *