Страстная пятница: распятие Любви

Мы любим поговорить о чудесах Господних, жаждем их, просим явить в нашей жизни. Но зачастую мы даже не задумываемся, что одно из непостижимых Его чудес — это смерть Бога ради людей. Бессмертный Бог сотворил великое чудо, умертвив Сам Себя.

Почему Бог дал сделать с Собой это, зачем это было необходимо всемогущему Богу? Ответ заключается в одном слове, о котором говорит апостол Иоанн Богослов. Это слово является основой христианства, основой Православия. Апостол Иоанн Богослов и вместе с ним все апостолы и вся Церковь возглашают новое откровение: «Бог — это Любовь». Любовь – это сама сущность Божества.

Поэтому время, проведенное сегодня, в Страстную Пятницу, у гроба Спасителя, у Его плащаницы, намного важнее множества суетных дел, которые так часто занимают время человека.

Что мы переживаем сегодня, что вспоминаем? Совершив с учениками Тайную Вечерю, Господь идет на страдания за род человеческий. В полночной тиши Гефсиманского сада Он, уйдя от учеников, до кровавого пота трижды взывает к Отцу, молясь об избавлении от предстоящих мук. И ангелы укрепляли Его…

Христос добровольно отдает Себя в руки гонителей, повелевая пылкому Петру вложить поспешно вынутый меч обратно в ножны.

Господь не отвращает лица от пощечин, кротко вразумляет истязателей, свидетельствуя об их неправоте; молчит в ответ на насмешки и оскорбления. Он во всем показывает нам образ мужества, великодушия, смирения, рассудительности и спасающей любви.

Иисус стоял перед Пилатом, от которого, как казалось, зависело — жить Ему или умереть. А Пилат стоял перед Истиной, от Которой зависело, войти ему в вечную жизнь или нет.

Несчастная, потерявшая разум толпа кричит на городской площади: «Кровь Его на нас и детях наших!», обрекая Иерусалим и самих себя на погибель.

Спаситель, неправедно осужденный, несет Свой Крест на Голгофу по улочкам священного города. И поныне этот маршрут именуется via dolorosa — скорбный путь — и миллионы ежегодно следуют по нему…

Последние слова, произнесенные Господом, запечатлены в Евангелии.

«Свершилось!». Свершилось дело искупления человеческого рода, снято тяготевшее над людьми проклятие — ужасное последствие непослушания наших праотцев.

Христос умер со словами: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой!».
Наступила великая тишина… Надвое сама собою разорвалась тяжелая церковная завеса в Иерусалимском храме в знак оставления его благодатью Божией. Душа Господа сошла в ад, чтобы вывести Адама и Еву в райские обители.

Все творение — и небо, и земля — ожидало воскресения Своего Владыки. Наступила Суббота, день покоя, великая и благословенная.

Главный вопрос сегодняшнего дня: «Кто я? Где я?» Это же и вопрос всей нашей жизни. Ответ каждому человеку подскажет его душа, когда он будет подходить и поклоняться образу Спасителя на Кресте. В эти минуты наша душа вслед за фарисеем может воздать хвалу Богу: «Боже, благодарю Тебя, что я не участвовал в этом ужасном преступлении, совершенном над Тобой первосвященниками, книжниками, Пилатом и римскими воинами!».

Или же, «не смея даже поднять глаз на небо», стоя перед поруганным, израненным, оплеванным Богом, мы только и смогли прошептать: «Боже, милостив буди мне, грешному…».

Вместе со святым праведным Иосифом, с теми немногими, кто остался у тела Распятого, и мы преклонили сегодня свои колени, прося у Господа того самого чувства, которое и есть Сам Бог. Прося, чтобы оно по-настоящему коснулось нас, а значит, нашего сердца коснулся бы Сам Бог…

***

В Покровском храме сегодня, как и во всех храмах Русской Православной Церкви, в центр была вынесена Плащаница, перед которой коленопреклоненно молились духовенство и прихожане. Плащаницу выносят из алтаря днем и устанавливают в центре храма во «гробе», то есть на возвышении, украшенном цветами и умащенном благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие.

Вечером в пятницу служилась утреня Великой субботы с чином погребения: пелись погребальные тропари, совершалось каждение храма. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая (потому что Спаситель еще во гробе)  благая весть о Воскресении Христовом. Во время богослужения священники и прихожане совершили крестный ход, во время которого Плащаницу несут вокруг храма под пение «Святый Боже».

По окончании чина погребения Плащаница возвращается на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она будет до позднего вечера Великой субботы.

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *