Страшный Суд: оправдаться делом, а не словом

Недавно подруга прислала мне запись из одной православной группы «Вконтакте». Там говорилось об эпизоде из Евангелия от Иоанна. Помните, «Симоне Ионин, любиши ли Мене?», — спрашивает Христос после Воскресения. Апостол Петр кинулся тогда в воду из лодки и поплыл к берегу, на котором Спаситель ждал учеников. А потом при свете костра состоялся тот разговор, от которого каждый раз мурашки бегут. Трижды Господь спрашивает Петра, любит ли тот Его. Трижды Петр отвечает, что любит. «Паси овцы Моя», — говорит ему Учитель.

Проблема этого фрагмента в том, что в греческом оригинале Евангелия для обозначения любви используются разные слова. Христос произносит «агапэ», что означает высшую жертвенную любовь. А Петр отвечает словом «филео», что обозначает скорее дружеское расположение, обычную человеческую привязанность.

Почему так происходит? Размышляя и читая об этом в интернете, я сформулировала для себя ответ так. Апостол Петр однажды хвастливо заверял Учителя, что не предаст Его ни при каких условиях, то есть на словах был согласен на жертвы (любовь — «агапэ»). И что же случилось? Не успел петух пропеть три раза, как Петр отрекся от Христа. А потом происходит невероятное, невозможное – Воскресение Христово. И Петр, который наверняка мысленно не раз казнил себя за малодушие и трусость, получает второй шанс. Оказалось, что ничего еще не потеряно. Он не повторил путь Иуды. Он может восстановить свое достоинство и снова стать верным учеником.

И вот Христос начинает с ним разговор. И называет его настоящим именем — Симон, а не Петром. Что это значит для самого Петра? Мне кажется, он увидел в этом предостережение Учителя: не спеши, подумай, хочешь ли ты, сможешь ли ты стать камнем, на котором будет утверждена Церковь. Поэтому на следующие слова Спасителя («агапэ», то есть, по сути, «готов ли ты ради Меня на смерть?») Петр осторожно отвечает «филео». Он помнит, что прежде уже обещал и не выполнил. Тем не менее, Господь говорит: «Паси овцы Моя». То есть докажи делом те слова, которые ты так неосторожно бросил перед Моими Страстями. Не произноси сейчас «агапэ», это лишь слово.

Так и случилось. Первоверховный апостол Петр всей дальнейшей жизнью и мученической смертью доказал свою жертвенную великую безусловную любовь ко Христу.

При чем тут Страшный Суд? Вспомним, что Господь говорит о том, как он будет происходить. «Я хотел есть, и вы накормили Меня». «Я был наг, и вы одели Меня». И так далее. Мученики обрели Царство своею кровью, отцы-пустынники обрели благодать подвигами воздержания, а мы, живя среди мира, можем достигнуть славы Господа самыми простыми человеческими делами — накормить голодного, напоить жаждущего, бездомного приютить, утешить больного, посетить заключенного — это то, что может делать всякий. Это предлагается нам каждый день, из этого состоит вся жизнь. Обыденные дела. Дела, и не слова. Только ими мы сможем оправдаться на Суде.

Вспомним и другие слова Спасителя: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк, 6:46). Он упрекает нас за то, что мы говорим, но не делаем. Да не услышим этого в день Страшного Суда, и да поможет нам апостол Петр…

В неделю о Страшном Суде архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим возглавил Божественную литургию в храме в честь Успения Божией Матери в городе Микунь. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма, благочинный Усть-Вымского церковного округа протоиерей Василий Дзерин, благочинный Сыктывкарского Центрального церковного округа протоиерей Феодор Федько, наместник Михайло-Архангельского монастыря игумен Симеон (Кобылинский), протоиерей Стефан Дунайчик, иеромонах Григорий (Бырко). По окончании Божественной литургии Владыка Питирим произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, вот и настало предпоследнее воскресенье перед ожидаемыми всеми нами днями Великого Поста.  Сегодня Святая Церковь установила воспоминание о Страшном грядущем, всеобщем Суде. Это для того, чтобы мы, живущие еще здесь на земле, не проводили дни своей жизни в суете и беззаконии, но заботились о том, что будет с нами, когда будет второе пришествие Господне — когда придет день Страшного Суда. Все мы смертны, и поэтому нужно устроить свою жизнь по закону Божию.

Почему этот суд – Страшный? Потому что мы станем перед Живым Богом, когда уже будет поздно что бы то ни было менять в нашей жизни, и обнаружим, что прожили напрасно, что в нас только пустота жизни. Весь смысл жизни был в том, чтобы любить живо, активно; не на словах, а делом. Когда мы станем перед Христом, то увидим, что мы ответственны за Его распятие всей нашей недостойной жизнью. Каково будет нам тогда стоять перед Христом?

Он говорит нам сегодня, в чем заключается любовь к ближнему, которая переносится и на Него Самого, служить другому человеку – это Его радовать и Ему служить. Как же стяжать эту любовь, чтобы нести добро людям? Никаким напряжением воли, никаким горячим желанием нельзя полюбить человека, никакой решимостью нельзя начать любить с понедельника или с нового года. Любовь приходит в сердце постепенно именно через добрые дела. Когда мы делаем добрые дела людям, они перестают быть для нас посторонними, они становятся близкими нам. И чем больше мы делаем этих добрых дел, тем сильнее любовь в нашем сердце, потому что нет иного способа и иной возможности возрастать в любви, как только творить те дела, которые спасут нас на Страшном Суде Божием.

Вот почему повествование о Страшном Суде и предлагается нам в преддверии Великого поста — чтобы время поста мы провели в размышлениях о самих себе, о своей жизни, о своем внутреннем мире, о своей вере, о своей жизни, и постарались измениться к лучшему. Аминь»

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *