«…того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей…» (Пс. 2:3)

Каждый церковный праздник — не только воспоминание того или иного исторического факта, но и своего рода вектор духовной жизни человека. Введение во храм Пресвятой Богородицы в этом смысле не исключение.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Сюжет праздника известен только из апокрифических текстов «Евангелие Псевдо-Матфея» и «Протоевангелие Иакова», которые не стоит понимать в качестве буквального изложения событий, иначе Церковь ввела бы их в канон Священного Писания.

Вспомним: трехлетнюю Деву Марию родители по обету приводят в храм Иерусалимский, где Ее встречает священник. Согласно церковному Преданию, вошедшему в тексты праздничной службы, Деве было определено уникальное место служения — Святое Святых храма. История вхождения Девы Марии в храм описывает удивительное по своей святости состояние человеческой души: она настолько чиста, что способна прикоснуться к Святыне, к Которой ранее люди приходить не дерзали. В итоге Пресвятая Богородица прикасается к Самому Богу.

Символизм Введения во храм очевиден: Божия Матерь — это «Пречистый Храм Спасов», ведь в Ее утробу вселился Христос. Но как нам переложить эту историю на наш духовный опыт?

Ветхозаветный храм был единственным местом поклонения Истинному Богу. Так и наше тело — место поклонения Ему. Именно об этом говорит апостол Павел в послании к Коринфянам (1 Кор. 6:19): «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа». Служение Богу в этом храме совершает наша душа, как совершал его священник, который ввел Деву в храм.

Итак, получается, что в самом начале Рождественского поста мы встречаем Деву Марию и с благоговением ждем, когда Она родит нам Спасителя. В течение этого месяца нам предстоит быть храмом для Нее, быть местом чистоты и Божьего присутствия.

О сегодняшнем празднике размышляет вместе с нами настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько: «Мы помним из Предания, как трехлетнюю отроковицу благочестивые Иоаким и Анна приводят в храм Божий. И здесь, поддерживаемая Божественной силой, Она по ступенькам поднимается к Храму Господню, где встречает ее первосвященник и по вдохновению Духа Святого вводит во Святая Святых.

Божия Матерь входит туда, чтобы заменить ту святыню, которая находилась здесь. А тут находился Ковчег Завета, в котором хранились скрижали, процветший жезл Ааронов и ковчег с манной Небесной. И эти святыни, самые дорогие Израильскому сердцу, заменила Божья Матерь.

Она стала жезлом процветшим. Подобно тому, как сухое дерево, не имеющее жизни, дало росток, так и Божия Матерь, имея смертное человеческое тело, дала миру живой росток Божьей благодати, Она дала Сына Божия всему человечеству.

Она — тот сосуд, который хранит Божественную манну. Христос говорит: «Я есмь Хлеб, сошедший с небес». И вот этот Хлеб всему человечеству дала Матерь Божия.

Она также и те скрижали, на которых Господь написал Свои заповеди. Так Господь, Который был рожден от Девы, сказал: «Заповедь новую даю вам…». Он дает нам Свои Божественные благодатные заповеди, исполняя которые каждый из нас может сподобится наследия Царствия Небесного.

Мы видим, как чудесным образом через воспитание в храме Божьем Дева Мария стала вместилищем Божией благодати. Будучи воспитана храмом в смирении, Она скажет архангелу Божию великие, важнейшие слова: «Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему».

Мы видим, что Божья Матерь начинает свои первые сознательные шаги с храма. Важно, чтобы  среди суеты этого мира и  наши шаги направлялись в дом Божий, чтобы здесь под действием благодати Божьей воспитывались наши сердца для Царствия Небесного.

Здесь всегда бьет Источник вечной жизни — Кровь Христова и Его Честное Тело, Которых мы причащаемся в Таинстве Евхаристии. И как бы ни велики грехи наши, от каких бы язв не страдала бы совесть, мы становимся лучше и чище, если приступаем к Святой Чаше.

Пусть сегодняшний праздник научит нас любви к Церкви Божией, будем спешить сюда и в праздник, и в воскресный день, и в будни, чтобы здесь получить и утешение, и лечение своих духовных ран, и духовные наставления для того, чтобы, подражая Божьей Матери, любить Бога и войти во Святое Святых, в Царство Небесное. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *