Торжество Православия — торжество веры

Можно ли представить себе храм без икон? Можно ли представить себе  стены древних монастырей без небесно-голубых фресок Дионисия или без просвечивающих неземным золотом росписей Андрея Рублева? Страшно подумать, насколько обеднела бы  без иконописи наша вера и наша культура!

А между тем в былые времена, больше тысячи лет назад, в Византии IX века происходили события поистине имперского масштаба, которые решали, каким будет Православие. Нам сейчас нелегко представить, что когда-то на улицах люди спорили не о плохих дорогах и ценах на еду, а о том, допустимо ли изображение Бога. Людей убивали за хранение икон. Череда императоров и императриц то разрешала иконы, то запрещала. Это воистину была битва не на жизнь, а на смерть.

В итоге состоялся Константинопольский собор 843 года, созванный императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи. После церковного собора, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста.

В воспоминание об этом событии, значимом для всего христианского мира, и в память императрицы Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество Православия».

Церковь не случайно велела нам праздновать Торжество Православия, а значит вспоминать об одном большом церковном историческом событии – победе иконопочитания. Мы вспоминаем его потому, что оно имеет глубочайший догматический смысл. Мы вспоминаем завершение эпохи великих споров, когда все ереси были отражены и истинная вера окончательно утвердилась. Поэтому в этот день мы празднуем не нашу исключительность, а исключительность Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога и истинного человека, который предан за наши грехи и воскрес для нашего спасения.

В Покровском храме была отслужена Божественная литургия, после которой состоялось молебное пение по случаю недели «Торжества Православия». Настоятель храма протоиерей Феодор Федько произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня – первая неделя, первое воскресенье Великого поста. Нынешний день Церковь называет праздником Торжества Православия. Это воспоминание связано с VII Вселенским собором, на котором было восстановлено иконопочитание, то есть почитание изображений Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, святых, к тому времени почитаемых и прославляемых Церковью.

Собор восстановил иконопочитание и сформулировал его в таких словах, что честь, воздаваемая образу, восходит на Первообраз, что мы почитаем иконы духовно, не само вещество иконы, краски и доски, а то, что изображено. И вот этот православный взгляд утвердился и по настоящее время сохраняется как в нашей, так и в Католической Церкви.

Господь воплотился и дал людям увидеть Себя и тем самым дал нам право изображать Себя, а также Божию Матерь и святых. Изображение Господа на иконах — это не просто историческое воспоминание, а утверждение истинного соединения человеческой и Божественной природы во Христе. Иконопочитание утверждает, что воплощение произошло реально, что Господь действительно принял нашу природу, был таким же человеком, как мы. Он не был неким Ангелом, который некоторое время побыл на земле, показался в человеческом облике и потом покинул нас.

Поэтому, когда мы здесь, на земле, переживаем трудности, встречаемся со многими неприятностями, болезнями, предательством, какими-то печальными явлениями нашей жизни, мы не должны падать духом. Потому что Господь пришел спасти все человечество, всех нас. Он умер за каждого человека, в том числе за того, кто нам неприятен. Он за каждого человека умер, потому что Господь хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины.

Другое дело, что человеку остается свобода выбирать путь за Христом или жить без Него. И вот когда мы выбираем путь за Христом, то святые и Сам Господь – величайший пример для нас. И жизнь наша должна быть такой, чтобы сегодняшний евангельский эпизод встречи Иисуса с Нафанаилом мы могли бы приложить и к нашей жизни, к жизни нашей Церкви, нашей общины, к жизни каждого из нас.

Когда Филипп идет за Христом в Галилею, он решает пригласить своего друга Нафанаила, чтобы и с ним поделиться радостью, что он нашел Мессию.  И он говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки, – Иисуса из Назарета». Нафанаил, человек осторожный, скептический, говорит: может ли из Назарета, с севера, из сомнительной Галилеи быть что-либо доброе? А Филипп ему отвечает очень просто и мудро: пойди и посмотри. Когда Нафанаил еще шел, Господь сказал: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил несколько насторожено спрашивает: «Почему Ты знаешь меня?» То есть откуда Ты знаешь, что я человек добрый, не лукавый, настоящий израильтянин, настоящий член народа Божия? Господь отвечает так, чтобы Его понял только Нафанаил: «Когда Филипп тебя позвал, ты был под смоковницей, и Я видел тебя там».

Видимо, было в тот момент в душе Нафанаила что-то такое, что он понял: перед ним не просто прозорливец, не просто какой-то замечательный учитель, – перед ним действительно Спаситель мира Христос. Нафанаил восклицает: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев», то есть исповедует сразу две ипостаси, два служения Господа. Сын Божий, истинный Бог, Который пришел в мир, и Царь Израилев. Тот Самый, о Котором говорили пророки. Тот, Кто восстановит царство Израилю, но царство не земное, а Царство Небесное, Царство духовное, которое уже начинается в сердце каждого верующего. И Господь говорит Нафанаилу: ты правильно сказал, отныне увидишь еще больше, увидишь Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Вот так и мы на нашем пути, если будем тверды до конца, мы тоже увидим эту великую радость, о которой говорит Апостол, что «не видел то глаз, не слышало то ухо, что уготовал Бог любящим Его» (1 Кор, 2:9). Поэтому будем проходить наш путь веры так, чтобы мы действительно могли прийти к каждому человеку и сказать: пойди и посмотри на святых Церкви. Пойди и посмотри на ту веру и ту радость, на ту благодать, которая пребывает на их служении. Давайте всеми силами просить Господа дать нам этим постом такую благодать, чтобы мы действительно могли быть хорошими свидетелями для тех, кто приходит к Нему. Чтобы мы могли действительно быть достойными учениками нашего Господа Иисуса Христа. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *