«Умные мои очи, ослепленные, Господи, от мрачного греха, Ты просвети…» (неделя шестая по Пасхе о слепом)

Сегодняшнее воскресенье – последнее перед Отданием Пасхи. Оглянемся назад и вспомним, что и кого мы вспоминали в предыдущие воскресные дни? Во вторую Неделю мы учились благоразумной осторожности, вспоминая Фомино неверие, в третью Неделю удивлялись подвигу бескорыстной любви святых жен-мироносиц и праведных Иосифа и Никодима, в четвертую Неделю восхваляли расслабленного за его долготерпение, в прошлое воскресенье учились у жены-самаряныни смиряться и верить, когда с нами говорит Сам Господь.

И вот в эту, последнюю Неделю перед Вознесением Христовым, перед нами предстает удивительный человек, поэтому и обращает на него Свой пристальный взор Спаситель. Для нас этот рассказ особенно важен. Почему? Скоро увидим.

Итак, Спаситель, проходя мимо слепца, известного всему Иерусалиму, не спрашивая его ни о чем, исцелил его. Физически слепой стал зрячим, а духовно слепые фарисеи стали выспрашивать у него, кто же сотворил над ним это великое чудо, которое они сами никогда не могли и не смогут совершить.

Они стали придираться, обвиняя Иисуса, что это великое дело Божие сотворено в день Божий, в субботу. Не находя ни одного слова, чтобы противостоять блистающему перед ними невиданному чуду, фарисеи в зависти и злобе извергли хулу на Бога и на Духа Святого.

Что такое хула на Святого Духа? В сегодняшнем Евангельском чтении описан этот страшный, непрощаемый грех: фарисеи видят явную силу Божию и все равно упорно отрицают ее. Они издевательски призывают: «Воздай славу Богу, мы знаем, что Человек тот (Который исцелил тебя) – грешник» (Ин, 9:24). А исцеленный отвечает: «Грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин, 9:31-33). И тогда фарисеи изгнали его вон, то есть отлучили от синагоги, от израильского общества.

Именно в этот момент Спаситель Сам находит его и говорит: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» Прозревший спросил: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» И тогда Спаситель говорит ему почти те же слова, что и на прошлой неделе самарянке: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою» (Ин, 9:37). И никаких больше доказательств не нужно было слепорожденному. Он поклонился Ему как Богу и сказал: «Верую, Господи». Не случайно неделю назад Святая Церковь представила нам такое же откровение Спасителя грешной, но чистой сердцем женщине-самарянке. Оба этих евангельских человека узрели Бога.

Чем же это повествование важно для нас? Почти все мы – поколение таких слепорожденных. Практически все мы были рождены в Советском государстве вне веры в Господа. Наши духовные очи должны были оставаться закрытыми до самой нашей смерти. И миллионы людей должны были умереть, не познав Бога, не познав сладости веры. Было сделано все, чтобы мы, родившиеся слепорожденными от таких же слепорожденных родителей, остались таковыми навсегда. Но чудо Божие свершилось над нами. Господь вернул нашей стране веру, не спрашивая нас ни о чем, не требуя веры.

Но почему же Спаситель исцелил именно этого человека? Чем мы с вами (честно говоря, не ахти какие христиане) лучше тех миллионов человек, которые не просвещены Светом Христовым? Об этом размышлял в своей проповеди после Божественной литургии настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы слушали отрывок Евангелия от Иоанна, посвященный исцелению слепорожденного. Почему Господь не смог пройти мимо этого несчастного, ведь вокруг наверняка были и другие калеки? Кто те люди, которых выбирает Христос, чтобы явить на них Свою славу?

Богатые и великие? Нет. Разумные и мудрые? Далеко не всегда. Люди твердой веры? Но вспомним апостолов, разбежавшихся от Голгофы.. Так кого же Господь избирает в наследие Себе? Апостол говорит в одном из посланий: «Теперь уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

Вот кого избирает Спаситель: тех, кто может отвергнуть себя и стать жилищем Бога. По неизреченному Божественному смотрению избираются лишь такие люди. И Иуда ведь какое-то время был храмом Божиим! Но кто растлит храм Божий, того растлит Бог…

Святая Церковь говорит об избранных не только как о величайшей милости Божией ко грешному человеку, но и как о величайшей ответственности. Потому что и избранные, к несчастью, могут уподобиться Иуде, стать отступниками, в которых когда-то жил Христос, а потом они своего Спасителя предали и распяли.

Наше духовное прозрение в том и заключается, что мы начинаем видеть себя грешными и способными к любому злу, к любому предательству. Наше прозрение в том, что мы начинаем видеть мир таким, как он есть – лежащим во зле. Наше прозрение — в том, что мы начинаем видеть и ценить в этом мире более всего великое милосердие Божие к нам и ко всему слепому человечеству.

Дай Бог нам с вами не оказаться духовно слепыми и не уклониться от истины во Христе. Такова вера наша, и задача наша одна — пребывать на пути Божественного Промысла, отдаться ему безраздельно, без рассуждения. И только повторять вслед за исцеленным слепорожденным: «Верую, Господи!» и поклоняться Ему, и благодарить Его, и молиться искренне и с любовью о всех пока духовно слепых людях, да откроет им Господь радость спасения. Аминь!»

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *