Учитель Божественного Света

Сегодня, во вторую Неделю Великого Поста, Святая Церковь предлагает нам вспомнить архиепископа греческого города Фессалоники, Григория Фессалоникийского.

Этот святой жил в XIV веке. Несмотря на то, что он происходил из образованной богатой семьи, несмотря на знания, полученные в лучших школах Константинополя, он покидает столичный город и уходит на Афон, где долго подвизается простым монахом.

Но, как написано в Священном Писании, не может скрыться светильник, стоящий на верху горы, свет его будет виден отовсюду. Поэтому спустя некоторое время Григорий был поставлен архиепископом города Фессалоники. Умер он в шестьдесят три года, и самое известное его деяние, которое он совершил при жизни, – это осуждение ереси монаха Варлаама. Это был неравный спор, потому что Варлаам блестяще владел риторикой, был очень уважаем в народе, умел произвести приятное впечатление на людей. А Григорий Палама был простым монахом. Он чуждался внешних эффектов. Весь смысл его жизни был в молитве и трезвении. И он меньше всего хотел быть участником каких-то споров.

Почему же этот спор оказался настолько важным, что вторая неделя поста специально посвящена воспоминанию святого Григория и этому спору?

Варлаам говорил так: «Между Богом и человеком проложена громадная пропасть, и невозможно эту пропасть преодолеть. Бог по милости Своей может преодолевать ее и входить в нашу жизнь. Но человек не может ничего в этой жизни. Ему надлежит лишь поститься, молиться и надеяться на то, что когда-то, может быть, в будущем, ниспошлет на него Господь спасение и милости».

А Григорий Палама, который получил прекрасное монашеское образование и имел опыт Иисусовой молитвы, был воспитан в совершенно другой традиции. Он знал, что всякий раз, когда мы призываем имя Господа нашего Иисуса Христа, таинственным образом Господь находится с нами.

В основу спора между святым Григорием и Варлаамом легло основное противоречие, которое находится в Евангелии. Апостол Петр говорит, что «всем нам надлежит стать причастниками Божеского Естества». Но при этом мы прекрасно знаем, что это невозможно. Божественная природа и человеческая абсолютно разные. Бог Невидимый, Всемогущий, Вездесущий, Вечный. А мы с вами совсем другие.

И вот Святой Григорий говорит так: «Да, Бог по природе своей абсолютно закрыт для человека. Он другой. Но Бог желает общения с нами, Он проявляет себя в этом мире через Свои проявления, через Свои действия в этом мире. Иначе бы вообще не было возможно никакое общение с Богом. И вот эти-то энергии и возможно человеку принимать. Через эти энергии возможно общение человека с Богом».

Таким образом, святой Григорий подтверждает главную мысль православного богословия: жизнь христианина — это не наш монолог перед иконой. Господь все время рядом с нами, Он говорит, отвечает нам. Но так как Слово Божие превосходит всякий разум человеческий, то и говорит Он с нами по-другому. Господь показывает нам пути Своего промысла через действия в мире, через знамения, обстоятельства жизни, через ближних. Поэтому мы должны со вниманием, страхом и любовью смотреть по сторонам. Мы должны прославлять Господа Бога за то, что Он посылает в нашу жизнь.

Богообщение возможно всякий раз, когда мы молимся Богу. Это не монолог, это всегда диалог. И именно поэтому Церковь подчеркивает, что молитва для христианина, как вода для рыбы, как воздух, необходим нам для жизни.

В это воскресенье на Божественной литургии читается отрывок из Евангелия от Марка, рассказывающий об исцелении расслабленного в Капернауме. Ему была посвящена проповедь настоятеля Покровского храма протоиерея Феодора Федько: «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Чему учит нас отрывок из Евангелия, который мы сегодня слышали? Во-первых, по вере вашей да будет вам (Мф. 9:29).

Что двигало людьми, которые принесли своего парализованного друга к дому, где проповедовал Христос? Вера! И это главное для нас. Верил не только и столько сам расслабленный, сколько верили его близкие, которые носили больного под палящим солнцем, поднимали на кровлю здания, что требовало напряжения духовных сил и неимоверных физических усилий. Именно вера этих людей помогла ему стать здоровым, получить просимое от Бога. Как впоследствии скажет Христос: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Они этого, конечно, еще не знали, но почувствовали, соединились в молчаливой молитве и действовали во благо другого.

Итак, во всех случаях начинать надо с собственной души и нужно молиться друг за друга. Как позднее скажет апостол Иаков: много может… молитва праведного (Иак.5:16).

Скажете, трудно молиться? А им было легко? Думаете, руки-ноги у них не болели? Они потом обливались, но дело свое делали, потому что любили расслабленного и хотели ему помочь.

Наша помощь нужна и живым, и усопшим. Но всегда нужно начинать с борьбы с грехом в своем сердце, и тогда все остальное может быть решено благополучно. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *