«Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе!»

Рождественские Святки пролетели одним днем, вот пришел и день Богоявления. Это день покаяния, потому что первое повеление, с каким вышел Иоанн Предтеча к народу, было: «Покайтесь!» А покаяние – это всегда праздник, потому что это – обновление нашей души.

После Рождества по календарю прошло 12 дней, в земной же жизни Спасителя минуло 30 лет. Тайна этих лет покрыта молчанием у евангелистов. Это были годы смирения, проведенные Иисусом в послушании Своим земным родителям.

На службе читаются слова из Евангелия приходящего к Иордану Христа: «Надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15). О чем они? Правда – это исполнение всех заповедей Божиих. Религиозное служение разрешалось в Израиле мужчинам с 30 лет, и Спаситель мира начал Свое служение с послушного исполнения этой заповеди, потому что «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10: 45); для того, чтобы нам быть примером, как нужно начинать любое дело.

Вспомним, как же свершилось Богоявление. По велению Божию, великий праведник и первый пророк Нового Завета Иоанн, проводивший годы в пустыне в изнуряющем посте, вышел к народу для возглашения о скором пришествии Мессии. Поэтому и называют его Предтечей – провозвестником пришествия Христова.

Крещение, которое начал совершать Предтеча в Иордане, не было его установлением. В законе народа израильского существовало омовение, которое очищало от телесной нечистоты тех, кто прикасался к умершему, вкушал запрещенное, общался с прокаженным, но от личных грехов оно не освобождало. Крещение Иоанна было выше, так как призывало к покаянию, к внутреннему омовению души, но еще не имело благодати Святого Духа.

Совершавший крещение Иоанн еще не знал, Кто этот Мессия, но Глас Божий, пославший его, открыл ему: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым». Поэтому и пришел к нему Иисус креститься. Он не нуждался в очищении, но знал, что крещение Иоанново совершалось по воле Божией. Это знали все в народе, так как считали Предтечу великим праведником. Даже Ирод, царь, имя которого стало синонимом коварства и злобы, даже он «боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой». И прийти к Иоанну значило быть послушным воле Божией.

Так Христос, выходя на служение Свое человечеству, начинает его с послушания воле Божией, чтобы открыть Себя на Иордане миру. Вот как говорит об этом Иоанн Златоуст: «Если бы Иоанн начал обходить жилище каждого и, подойдя к дверям, вызывать на улицу и, держа Христа, говорить: это есть Сын Божий, – то это делало бы свидетельство подозрительным… но когда весь народ стекся из всех городов к Иордану и пребывал на берегах реки, то уже то обстоятельство, что и Сам Он пришел креститься и получил удостоверение свыше голосом Отца и сошествием Духа в виде голубя, делало свидетельство о Нем Иоанна несомненным».

Христос вошел в воды не для того, чтобы очиститься, так как был безгрешен, но чтобы освятить их по древнему пророчеству из Псалтыри: «Ты стерл еси главы змиев в воде: ты сокрушил еси главу змиеву».

Наверняка потрясшим весь народ величественное явление Бога во Святой Троице: Самого Христа Спасителя, схождение с отверзшихся небес Духа Божия, Который сходил, как голубь, и глас Отца, как гром небесный.

С того времени день этот в Церкви и называется Богоявлением, потому что Христос стал известен миру: отныне приходят к нему апостолы, совершаются Его чудеса, отныне звучит слово Нового Завета. Так началось наше возрождение в купели обновления Святым Духом. Таково событие этого праздника, и таковы его обстоятельства.

Но пройдут времена, и придет час другого Богоявления, второго, которое совершится при конце мира. Что же делать нам, чтобы эта встреча со Христом была действительно блаженной, счастливой? Чтобы не прозвучало для нас страшное обличение: «Вы ходили на праздники в храмы, но Бога не знали, Он открылся вам, но сердце ваше было закрыто, и в нем не нашлось места для Него»?

Надо жить в Церкви, жить Законом Божиим и жить в церковных таинствах. Они дают человеку благодатную возможность начать преображенное бытие в таинстве Святого Крещения и продолжить это крещение в таинстве Покаяния и Евхаристии.

Только в Русской Православной Церкви сегодняшний праздник имеет еще второе название – Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Слово «крещение» в русском языке созвучно слову «крест», оно напоминает нам о том, что от Иордана начинается путь Спасителя, закончившийся Распятием. Этот праздник для нас – это соединение со Христом, это отдание всего себя  Христу Спасителю, приближение к Кресту Христову, готовность нести этот крест с молитвой, терпением и благодарением.

Так исполним и мы правду закона Христова в послушании и смирении, будем благодарны Богу за этот праздник – праздник крещения и покаяния, за то, что через дар веры мы, по слову апостола Павла, «соделались наследниками света вечной жизни».

В такой праздник важно донести радость истины до любого уголка, где живет человек. Конечно, множество людей пришло в храм Русской Православной Церкви на торжественное богослужение, не стал исключением и наш Покровский храм. Несмотря на рабочий день, прихожане спешили на всенощное бдение, чтобы соединиться со Христом в Таинстве Святого Причащения.

Прочтем же вслед за настоятелем протоиереем Феодорм Федько древние слова великой молитвы и постараемся быть достойными той неизреченной Славы, что изливается на нас ежечасно, ежеминутно, ежесекундно; вслушаемся и представим себе все величие Святого Духа, Носившегося над бездной и Создававшего наш мир, сплетая его из своей любви; вернемся в объятия Христа, которые Он распахнул нам на Кресте; возблагодарим Бога Отца и смиренно склонимся перед Ним, Благим, Непостижимым, Возлюбленным.

 «Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, архангельстии лицы Тебе кланяются: многоочитии херувими, и шестокрилатии серафими, окрест стояще, и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв: не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас… Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение».

После молитвы Крест Христов в руках священника опускается в воду, освящая ее естество; Дух Святой сходит на нее, даруя целебные свойства. А наша вера, наше благоговение делает ее воистину святой.

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *