«Яко земля еси и в землю отыдеши…» (2 ноября – Дмитриевская родительская суббота)

Рождество Богородицы в 1380 году было омыто кровью, многой кровью русских воинов и татаро-монгольских захватчиков. В этот день произошла Куликовская битва, прославившая на века великого князя Дмитрия Донского.

Можно представить, как ехал он потом на уставшем коне по полю битвы, смотря на залитых кровью убитых и раненых дружинников, узнавая лица, скорбя о падших. Разбитые в кровь, спекшиеся губы князя шептали поминальную молитву, перебирали имена тех, кто не вернется домой с этого поля.

А потом была поездка Дмитрия Донского в Троицкую обитель к ее игумену, будущему преподобному Сергию Радонежскому, была совместная панихида по всем погибшим в бою воинам, положившим свою жизнь за Отечество.

По-видимому, тогда и было положено начало поминанию павших воинов в субботу, предшествующую дню святого великомученика Димитрия Солунского. Почему именно так?

Во-первых, в Церкви не принято поминовение усопших в воскресенье: этот день недели даже по названию напоминает нам о Воскресении Христа, а в субботний день Сам Иисус находился во гробе, поэтому даты всеобщего поминовения усопших — это, как правило, именно субботы.

Во-вторых, Дмитрий Донской получил свое имя в честь великомученика Димитрия Солунского, чрезвычайно почитаемого на Руси в то время. День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, а значит, день ангела Дмитрия Донского — 8 ноября. Поэтому днем поминовения воинов, отдавших жизнь на поле брани, и была выбрана суббота, предшествующая именинам Дмитрия Донского, то есть суббота, предшествующая 8 ноября. Каждый год дата тут разная, а день один — субботний.

Логика Дмитрия Донского была простая и одновременно величественная: прежде чем праздновать свои именины, надо помянуть усопших, тех, кто своею смертью даровал тебе жизнь.

Шли годы… Начинались и заканчивались войны, погибали тысячи людей, закрывая собой детей и стариков, спасая Родину. В XVI веке царь Иоанн Грозный узаконил Дмитриевскую родительскую субботу, повелев в этот день петь панихиды и подавать милостыню. В начале ХХ века вышел императорский указ о служении панихид в этот день во всех воинских частях.

Богослужение по усопшим начинается в пятницу вечером, когда в храмах служат великую панихиду (по-гречески «парастас»), а в субботу утром служится заупокойная Литургия и после нее еще одна панихида. 

После Божественной литургии в Дмитриевскую родительскую субботу настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько обратился к прихожанам с проповедью.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. «Кто молится за умерших, тот наперед себе ходатайствует жизнь и спасение», — так говорил святитель Иоанн Златоуст. Есть несколько дней в году, когда наша Церковь благословляет нас, верных своих чад, сугубо помолиться о наших почивших братьях и сродниках. Такие дни в церковном уставе называются родительскими субботами. А в сегодняшний день, Дмитриевскую родительскую субботу, мы молимся также обо всех почивших воинах. Эта заупокойная суббота появилась в самом конце XIV века в Русской Православной Церкви. В 1380 году произошла великая битва на Куликовом поле, которая повлияла на формирование русского национального сознания и до сих пор вдохновляет наших защитников.

Каждая битва это не только победа, но это еще и потери. И вот с 1380 года наша Церковь каждый год совершает Дмитриевскую родительскую субботу. Со временем наряду с поминовением воинов стали поминать и просто всех почивших братьев и сродников. 

Каждый раз на заупокойной службе, когда мы слышим слова песнопений и молитв: «Яко земля еси, и в землю отыдеши», то понимаем, что это обращение к каждому из нас, напоминание, что мы не вечны, что придет то мгновение, когда и нам придется идти в путь всея земли, переселяться из этой временной жизни в жизнь вечную.

Пока жив человек, его сердце одолевают и радости, и скорби, на него находят искушения, мы не всегда удерживаемся, грешим, падаем, малодушествуем, скорбим. И смерть лучше всего напоминает нам о главной цели нашей жизни – о спасении души.

Тот человек, который хотя бы изредка вспоминает о смерти, о том дне, когда мы встретимся с Богом и будем давать отчет за свою жизнь, сможет удержаться от многих падений. 

Дорогие братья и сестры, заупокойные службы могут нам помочь не совершить многих ошибок, не тратить свое время на пустые осуждения, разговоры. Будем чаще молиться о наших родных, будем чаще вспоминать о том, что и нам когда-нибудь придется, встретившись с Богом, дать Ему отчет. Будем просить у Господа милости и прощения грехов наших, будем надеяться и верить, что Господь не оттолкнет нас.

Сердечно всем желаю помощи Божьей. Пусть Господь упокоит души усопших братьев и сродников наших, вождей и воинов, на поле брани за веру и Отечество живот свой положивших, и всех от века усопших православных христиан. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *