14 января – Обрезание Господне

Все информационное пространство полно сегодня поздравлений со старым Новым годом. Это означает вторую волну ночных взрывов фейерверка, салатиков, мандаринов и шампанского, завершение каникул всей страны, окончательное прощание с праздником.

Тем ценнее видятся и проживаются в этой суете сегодняшние церковные праздники: день памяти святителя Василия Великого и Обрезание Господне. Сегодня второй раз из десяти в году служилась Божественная литургия, написанная святителем Василием. Также она служится в 5 воскресений Великого поста, в Рождество и Богоявление, в Великий четверг и в Великую субботу. Этим подчеркивается огромное значение текста службы Василия Великого для Церкви и его древность.

По сказанию святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель Василий Великий просил у Бога «дать ему силу духа и разума совершать Литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре Василий, проникшись восторгом и божественным трепетом, начал возглашать: «Да исполнятся уста моя хваления», «Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от Святаго жилища Твоего» и прочие молитвы Литургии».

Также сегодня вспоминалось важное событие земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – Обрезание. Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель). В Ветхом Завете обрезание было установлено в знак очищения от первородного греха.

Господь, не имеющий греха, не нуждался ни в каком очищении, но по смирению Своему принял положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник, претерпевая боль, положенную за грех».

После воскресной службы настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько рассказал в проповеди об этих двух праздниках: «Дорогие братья и сестры! Мы совершаем сегодня сразу два праздника, но оба они – о Едином. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле. А святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа – о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы. Святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы.  Были в его время ереси, утверждающие, что Христос не был Человеком, а его плоть призрачна. Так вот Обрезание Господне — как раз доказательство обратного, доказательство того, что плоть Его была такой же, как у нас.

И еще это – свидетельство непостижимого смирения Божия. И можно спросить: а для чего Ему это нужно было? Для того чтобы нам показать, что исполнение закона – это дело важное. Нынешнее празднество установлено и для того, чтобы засвидетельствовать, что у Спасителя было совершенное человеческое естество, и для того, чтобы все исполняли закон, как подобает.

Почему слово святых было со властью? Прежде всего, именно поэтому. О преподобном Серафиме Саровском, о преподобном Силуане Афонском современники говорили: «К ним идут потому, что они все, что говорят, прежде всего сами делают». Поэтому их слово имело силу. У них было полное соответствие, полная гармония того, что говорилось, с тем, что делалось.

Вот как раз с тех самых моментов, которые вводят правила в жизнь православного христианина, и нужно начинать – они все нужные, все нас воспитывают. Господь освятил исполнение закона, установил правила, потому что это нужно для нашего воспитания. Господь уже с самого начала дал заповедь для воспитания воли: все ешь, а вот от этого дерева – не ешь.

Вспомним и о том, что в этот день Господу было наречено имя. Нужно как можно чаще призывать сладчайшее имя Иисуса Христа. Мы должны научиться любить и призывать это имя самой краткой известной молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!».

И сейчас именем Иисуса Христа изгоняются демоны, исцеляются болезни, совершаются тайны Божии, и люди обращаются к Господу. Помните, что христианин – это звучит гордо. Злое дело — гордиться своими талантами, заслугами, доброе дело — торжествовать, что ты христианин, что Иисус Сын Божий спас нас. И это действительно предмет для похвалы, для того, чтобы мы всем, на каждом углу об этом говорили. Пусть милость Бога будет с нами, пусть сладчайшее Его имя не покидает никогда нашего сердца, нашего ума и наших уст. Пусть Бог Всемогущий молитвами святителя Василия Великого поможет всем нам! Храни Господь вас!»

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *