18 июля – день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского

Мощи преподобного Сергия Радонежского были обретены через 30 лет после его кончины, 18 июля 1422 года, при преподобном игумене Никоне. В 1408 году, когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет кратким и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет.

Митрополит Филарет писал об этом в «Житии Преподобного Сергия»: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть». Пройдя через огненное очищение, воскресла обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.

Перед началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы  преподобный Сергий явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли ямы для фундамента, были открыты нетленные мощи преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя вокруг гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были извлечены из земли и временно поставлены в деревянной церкви. При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают и по сей день.

Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, к основанной им Троицкой обители. Почитание Святой Троицы в русской земле началось со святой равноапостольной Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде и других городах.

Духовный вклад преподобного Сергия в богословское учение о Святой Троице особенно велик. Он опытно познал тайну Живоначальной Троицы, потому что жизнью своей соединился с Богом, приобщился к самой жизни Божественной Троицы, он относится к числу святых угодников, в душе которых «сотворила обитель» Святая Троица; и всех, с кем общался преподобный, он возводил и приобщал к Ней.

Зримым образом Пресвятой Троицы стала чудотворная икона Троицы преподобного Андрея Рублева, инока-иконописца, постриженика Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому Сергию. На Стоглавом соборе 1551 года эта икона была утверждена в качестве образца для всей последующей церковной иконографии Пресвятой Троицы.

Обитель преподобного Сергия стала для Русской Церкви образцом восстановления человеческой природы, в ней воспитались святые иноки, которые несли свет Христов в отдаленные уголки Руси.

Четвертая часть всех русских монастырей основана преподобным Сергием и его учениками. «Игуменом Русской земли» назвал его народ. Преподобные Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский, Стефан Махрищский и Авраамий Чухломский, Афанасий Серпуховской и Никита Боровский, Феодор Симоновский и Ферапонт Можайский, Андроник Московский и Савва Сторожевский, Димитрий Прилуцкий и Кирилл Белозерский — все они были ученики и собеседники чудного старца Сергия. Святители Алексий и Киприан, митрополиты Московские, Дионисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский, состояли с ним в духовном общении. Патриархи Константинопольские Каллист и Филофей писали к нему послания и посылали свое благословение. Через преподобных Никиту и Пафнутия Боровских идет духовная преемственность к преподобному Иосифу Волоцкому и его ученикам, через Кирилла Белозерского — к Нилу Сорскому, к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким.

По благословению святого Сергия принял на себя подвиг молитвенного безмолвия блаженный старец Исаакий Молчальник, чье молчание было поучительнее всяких слов. Лишь один раз за годы безмолвия отверз уста преподобный Исаакий, чтобы свидетельствовать, как виденный им Ангел Божий сослужил в алтаре Преподобному Сергию, совершавшему Божественную литургию. Очевидцем благодати Святого Духа был также Симон, который видел однажды, как Небесный огонь сошел на Святые Тайны и угодник Божий «причастился огня неопально». Старца Епифания, бывшего позже, при игумене Никоне, духовником Сергиевой обители, Церковь называет Премудрым за высокую ученость и великие духовные дарования. Он известен как составитель житий преподобного Сергия и его собеседника святителя Стефана Пермского, похвальных слов им, а также «Слова о жизни и преставлении великого князя Димитрия Донского».

18 июля на Божественной литургии в Покровском храме иерей Алексий Моцный поздравил всех с праздником и произнес проповедь, в которой подчеркнул: «К преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней, во все времена шли на поклонение — для назидания и молитвы, за помощью и исцелением — тысячи людей. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, исполняет силы и веры, преображает и возводит к Богу».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *