2 марта – Вселенская родительская суббота

Все люди, атеисты или верующие, стараются проявить любовь и благодарность к своим умершим близким. Одни проявляют ее в щедрых поминках, другие – в богатых памятниках, третьи издают посмертные мемуары или каким-то образом продолжают дело усопшего.

Но самое главное дело любви к тем, которых с нами больше нет в этой земной жизни, – это, конечно, молитва, не зря же на заупокойном богослужении поется: «Прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу».  

У Бога все живы. Нашу веру, нашу духовную жизнь укрепляет сознание, что усопшие продолжают жить после смерти, только в иной форме, и не лишаются духовной близости с оставшимися на земле. Поэтому с ними не прекращается молитвенная связь Церкви.

Пока человек жив, он способен каяться, творить добро. После смерти эта возможность исчезает, остается только надежда на молитвы живых, на их добрые дела в память усопшего. Преподобный Паисий Афонский говорил: «Подобно тому, как, навещая заключенных, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ».

Поминовение усопших в православной традиции подразумевает не только личную молитву, но и поминовение на службах. Самое важное моление об усопших Церковь совершает за Божественной литургией, когда на проскомидии за умерших приносится Бескровная Жертва. Так омываются Кровию Сына Божия их грехи.

Для нас важно молиться не только о своих знакомых и родных, но и обо всех, кто забыт. «Если ты молишься об усопшем, – говорил преподобный Паисий Святогорец, – то вместе с ним молись и о других усопших. Зачем поезду ехать в такую даль только с одним пассажиром? Ведь он может взять и других. Знаете, сколько усопших нуждается в молитве? Несчастные просят помощи, и у них нет никого, кто бы за них помолился!».

Именно таким усопшим, у которых уже нет на земле ни родственников, ни друзей, о них молящихся, Церковь посвящает два особых поминальных дня. Это две вселенские субботы, мясопустная и Пятидесятница, когда мы, живые, возносим заупокойные молитвы обо всех вообще усопших.

Этим Церковь напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть еще множество братьев и сестер во Христе, которых мы, и не зная их, должны любить, о которых, даже не зная их имен, мы должны молиться. Это особенно подчеркивал и святитель Ковровский Афанасий (Сахаров).

«Если бы перед нами отверзлась сейчас та бездна, в которой находятся души усопших, то мы могли бы увидеть трогательную картину их безмолвной мольбы к живым членам Церкви Христовой – мольбы о том, чтобы мы помогли им своими молитвами», – говорил наш великий старец архимандрит Кирилл (Павлов).

Несмотря на существование особых дней поминовения, Церковь призывает своих чад направить любовь к усопшему на ежедневную личную молитву о нем. В обычном молитвослове, в конце утреннего правила, есть молитва об умерших. Также следует каждое воскресенье подавать записки о поминовении усопших на Божественной литургии. Поминовение может совершаться за богослужением во время заупокойной ектеньи, в этот момент христианину предлагается помолиться за своих умерших близких. Об умерших также служится отдельное богослужение – панихида, весь смысл которого – молитвенное прошение Божией милости к умершим сродникам. Во многих монастырях читается «Неусыпаемая Псалтирь». За чтением поминаются имена усопших.

Молитва – вот что, прежде всего, необходимо нашим умершим близким и сродникам! Потому все, что направлено от сердца скорбящих близких, должно быть во имя молитвы. Все, от надписей на надгробных плитах до общей трапезы, на которой вместо банальных светских тостов «пусть земля ему будет пухом» лучше с молитвенным созерцанием в сердце сказать: «Упокой, Господи, душу раба Твоего».

2 марта, в день Вселенской родительской субботы, на Божественной литургии в Покровском храме священство и прихожане молились обо всех усопших рабах Божиих. Протоиерей Феодор Федько призвал всех как можно чаще поминать людей, ушедших от нас в жизнь вечную, и вести достойную христианскую жизнь: «Смерть — это предел земной жизни, в течение которой человек может еще исправиться. Все мы постоянно согрешаем, и за это придется нам в свое время дать ответ. Поэтому сегодня, поминая наших ближних, вспомним и о своей душе, чтобы достойно проводить время своей земной жизни и дорожить временем, которое Господь отпустил нам.

Вознесем же, дорогие братия и сестры, молитву ко Христу Богу и от всего сердца воззовем: Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *