2 мая – Преполовение Пятидесятницы

Между Пасхой Господней и Днем Святой Троицы пролегает путь в пятьдесят дней. Есть на этом пути день Преполовения Пятидесятницы, причем его празднование длится восемь дней: со среды четвертой седмицы по Пасхе и по среду пятой седмицы.

Преполовение Святой Пятидесятницы – один их древнейших христианских праздников. Церковные историки сходятся на том, что он установлен примерно в четвертом веке, во времена святителя Иоанна Златоуста. Само наименование Преполовения было взято из церковнославянского текста Евангелия от Иоанна, в котором сказано, что Господь в третий год своей проповеди пришел в преполовение еврейского праздника Кущей в Иерусалимский храм, где поучал народ. Праздник Кущей был установлен у евреев в память сорокалетнего странствования евреев по пустыне.

Сама проповедь Спасителя в храме очень удивила иудеев, потому что, чтобы учительствовать среди людей, нужно было учиться у раввинов, после чего человек получал разрешение проповедовать в храме и учить народ, изъяснять толкования других людей. Иудеи удивлялись, откуда Он мог говорить о Писании, при этом никогда не учившись. На это Спаситель возразил им: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7, 16). Он соглашается с иудеями, что прежде чем учить других, нужно самому научиться. При этом Сам им указывает, что Он уже получил это учение от Пославшего Его Отца. Но чтобы понять и принять это учение, нужно выполнять волю Божью, которая в первую очередь заключается в нравственном законе, данном каждому человеку.

Дальше в седьмой главе Евангелия Иоанн Богослов пишет, что в последний день праздника Кущей Господь сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37). Господь Иисус Христос Сам о Себе неоднократно свидетельствовал, что Он является Источником живой воды, которая дает человеку жизнь вечную. Святитель Феофан Затворник писал об этом: «Пусть каждый из нас, кто имеет нужду, жаждущий правды, жаждущий избавления от грехов, жаждущий силы и славы, пусть каждый придет ко Спасителю. От этого Источника бесконечного Он каждому дарит необходимое для его жизни, избавит от страдания, утешит в скорби, исторгнет все козни дьявольские и приведет в спокойный путь этого человека к его тихой пристани». Поэтому в православных храмах в день Преполовения совершается малое освящение воды для того, чтобы «жаждущие души напоить водами благочестия».

В Покровском храме в этот день была отслужена Божественная литургия, после чего настоятель храма протоиерей Феодор Федько обратился  к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос Воскресе! Сегодня, дорогие братья и сестры, Православная Церковь совершает праздник Преполовения Пятидесятницы и воспевает его так: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко мне и да пиет, источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе».

Пятьдесят дней отделяют праздник Пасхи от дня Святой Троицы. В нашей христианской жизни они должны быть наполнены радостью о воскресшем Господе и приобщать нас Духу Святому. Однако всякий из нас знает из личного опыта, что в силу немощи человеческой природы духовно-радостное состояние души сохранить трудно. Поэтому именно посередине между этими важнейшими праздниками, когда души наши охладевают, Церковь устраивает особое торжество – преполовение Пятидесятницы, чтобы укрепить праздничное состояние наших душ благодатью Божиею.

В данном случае новозаветная Церковь воспользовалась ветхозаветным духовным опытом. В Ветхом Завете особым образом отмечался день преполовения праздника Кущей. Конечно, ветхозаветный праздник имеет другой смысл, но опыт совершения Преполовения оказался ценным и для Православной Церкви.

Именно об этом ветхозаветном празднике Преполовения идет речь в сегодняшнем Евангелии, где говорится, как Господь наш Иисус Христос в этот день вошел в Иерусалимский Храм и открыто учил о Своем Божественном посланничестве и живоносной воде. Вода живая, о которой Он учил – это Его учение о спасении и благодатный дар Святого Духа.

Среди всех вещественных начал мир именно вода в наибольшей степени является символом благодати и в церковных таинствах с водою соединяется благодать Божия. Поэтому сегодня после Литургии совершается водосвятный молебен, который не только напоминает нам о живой воде, о которой проповедовал наш Спаситель, но и реально приобщает нас Духу Святому.

Дорогие братья и сестры, да поможет и нам Господь сохранять благодать праздника Воскресения Христова в сердцах наших не только до дня Пятидесятницы, но и до дня встречи со Христом в жизни вечной. Аминь. Христос Воскресе!»

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *