21 ноября – Михайлов день

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных было установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, который собирался за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии: высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит излияние премудрости, просвещение, потому что через них посылается людям премудрость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости святым Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) укрощают силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальников исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов, потому что такова суть их служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами.

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях.

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси.

Помощь русским городам от Пресвятой Богородицы часто сопровождались Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига.

Архистратигу посвящено множество монастырей и храмов. Архангельские соборы стоят в Московском Кремле, Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, Свияжске, стоят монастыри в Великом Устюге, Усть-Выми.

Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также имена других Архангелов: Гавриил — крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил — огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – архангел, приносящий благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышающий к Богу (3 Езд. 4, 36).

Все храмы Русской Православной Церкви в тот день славят Силы Бесплотные. После Божественной литургии в Покровском храме протоиерей Феодор Федько произнес праздничную проповедь:

«Во Имя Отца, и Сына, и Святаго духа!

Сегодня мы торжественно празднуем день, посвященный святым Ангелам. Когда мы чествуем память святых людей, то обычно знаем, как протекала их жизнь, чем знаменательна их деятельность. Об Ангелах мы знаем мало, Священное Писание дает нам представление о духовном мире только в той мере, какая необходима для нашего спасения, для нашего приближения к Богу.

Что же мы знаем о жизни и деятельности Ангелов?

Ангелы — бесплотные духи, и мы не можем представить себе их внешний вид. Они, как и мы, творение Божие и наделены разумом и волей. Свои способности Ангелы развивают в одном направлении — исполнения воли Божией, постоянно восхваляя Бога, славословя Его и воспевая вечную, чудную песнь ликования и торжества. Созерцание величия Творца является для Ангелов источником постоянной радости. Таков первый вид деятельности Ангелов — радостное восхваление и славословие Бога.

Второй вид их деятельности — исполнение воли Божией, радостное и свободное послушание Ему. Например, Архистратиг Гавриил явился Пресвятой Деве Марии и возвестил о предстоящем рождении от Нее Господа Иисуса Христа. Когда Иосиф, смущенный тем, что Святая Дева ожидала рождения, собирался отпустить Ее от себя, Ангел Господень в сонном видении удержал его от этого. Ангелы служили Спасителю в дни Его сорокадневного пребывания в пустыне. Ангел же укреплял Его в страшные предсмертные часы в саду Гефсиманском.

Третий вид деятельности святых Ангелов, наиболее близко нас касающийся, — служение людям, которое они совершают по воле Божией и по своей любви к Богу и к людям. К примеру, апостола Петра Ангел вывел из темницы (Деян. 12, 7—11).

Служение святых Ангелов людям продолжается и теперь, каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, который помогает в добрых делах и удерживает от зла, от падения при искушениях.

Если человек, исполняя повеление Творца, направляет свою волю к добру, славит Господа всей своей жизнью, радостно служит Богу и людям, то уже в этой жизни он становится ангелоподобным. Таков был Моисей, находившийся в такой близости к Богу, что от лица его исходило сияние.

Ангельского подобия достиг наш русский святой Серафим Саровский. Люди, знавшие его, говорили, что от всего существа его излучался такой мир, такая любовь, такое кроткое блаженство, что и лицо его видимо преображалось: оно сияло несказанным светом.

Будем же и мы, подобно Ангелам и святым угодникам Божиим, всегда славить Господа помыслами, устами и делами нашими; будем радостно и светло творить Его святую волю; будем с любовью и самоотвержением служить Богу и людям нашей жизнью. И тогда в душах наших воцарится та радость и блаженство, какие испытывают самые близкие слуги Божии — Его святые Ангелы. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *