26 июля — Собор Архангела Гавриила

Собор архангела Гавриила празднуется 8 апреля, на следующий день после Благовещения Пресвятой Богородицы, и 26 июля — в память освящения в XVII веке храма, построенного в честь Архангела в Константинополе.

Есть в Русском музее Санкт-Петербурга удивительная, уникальная  икона, которая называется «Ангел Златые власы», она датируется XII веком, была написана, скорее всего, в Великом Новгороде. Лик Архангела Гавриила изображен крупно, он одухотворен и совершенен. Большие глаза архангела Гавриила, сочувствующие и понимающие, притягиваю взгляд, как магнит, и хранят тихую печаль. Смирение, покой и сострадание к падшему человечеству исходят от этого светлого ангельского образа.

Святой Архангел Гавриил — служитель Господа. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия, пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа, являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Явился он и священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня — Иоанна Крестителя. 

Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем нам великую радость о Воплощении Сына Божия. Он неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни.

Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по церковному преданию, был послан с Небес именно архангел Гавриил, имя которого, кстати, означает «Крепость Божия». Жены-мироносицы услышали от Архангела радостную весть о Воскресении Христовом.

Архангел Гавриил послужил делу нашего спасения, и ныне нам даровано счастье жить в мире, уже искупленном Пречистой Кровью Спасителя, и врата райские отверсты для нас. Но это вовсе не значит, что мы можем сидеть сложа руки и ждать, пока Господь Сам просветит нас и выведет из мрака к бессмертному сиянию. «Под лежачий камень и вода не течет», – говорится в пословице. На то и дана нам свободная воля, чтобы мы всеми силами искали Господа, а найдя — следовали за Ним, исполняя Его святую волю, по примеру Архангела.

Так в сегодняшнем евангельском чтении на Божественной литургии два слепца неотступно следовали за Спасителем и кричали: «Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!» (Мф. 9, 27). Не видя Господа телесными очами, они душой чувствовали великую Его силу и понимали: в Нем прозрение, в Нем свет, в Нем спасение. И они торопились следом, боясь отстать, неустанно взывая о помиловании, ибо всем сердцем жаждали этого света.

О смысле этого Евангельского отрывка говорил на проповеди настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько.

«Господь нас исцеляет не только телесно, но и духовно, об этом мы сегодня слышали в Евангельском чтении. Эти два человека хоть были и слепы телесно, но незримыми, духовными очами они исповедали Спасителя Господом, велика была их вера.

Христос не сразу откликнулся на прошения слепцов, как бы испытывая их. Медлил Господь для их собственной пользы, и по мере того, как умножались молитвы слепцов, сильнее становилась их надежда и крепла их вера. И вот, когда Спаситель наконец обратился к ним с вопросом, они назвали Его уже не «Сын Давидов», а «Господи!», исповедуя Его Владыкой мира. И тогда по вере этих слепцов было ниспослано им чудо прозрения.

Человек просит у Бога, или через Богородицу или своих тезоименитых святых каких-то благ, может быть исцеления от какой-то болезни, но зачастую человек ничего не хочет отдавать Богу, верит мимолетно. Люди, как правило, просят у Бога земных благ, и забывают, что все земное временно, а надо бы просить себе непреходящего. Ведь и слепцы не просили у Христа каких-то житейских мелочей, земных благ, даже дарования зрения, что, естественно, занимало их более всего. Они просто просили о милости: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас». И получили ее.

Вот так и мы будем просить у Бога самого главного – милости, чтобы Он исцелил нашу душу, спас и избавил ее от греха. Милость Его – это не только прощение наших грехов, но и щедрые дары, мудрость, вера. Он отдает нам все Свое наследие без остатка, столько, сколько можем вместить. Будем же просить, чтобы Господь смиловался над нами, исцелил внутреннее наше пространство, тогда и внешнее будет исправно, чисто и свято. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *