4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы

Через 150 лет после Рождества Христова в Израиле был написан текст, известный сейчас как Протоевангелие от Иакова. В нем рассказывается о детских годах Пресвятой Богородицы, об убийстве Захарии — отца Иоанна Предтечи, Рождестве Христа, бегстве Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет.

Этот текст не признан Церковью каноническим, однако отдельные его фрагменты, подтвержденные Священным Преданием, считаются истинными. Таков отрывок Протоевангелия о введении в Иерусалимский храм Пресвятой Богородицы: «И вот исполнилось ребенку три года, и сказал Иоаким: позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своем храм Господень. И сделали так по дороге к храму Господню. И жрец принял ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя твое во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на нее благодать Господня, и она прыгала от радости, и полюбил ее весь народ Израиля».

В воспоминание этого чудесного события Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена на рубеже III – IV веков построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Почему же родители Девы Марии отдали ребенка в храм, чтобы больше не увидеть возлюбленную Дочь? Иоаким и Анна, как и все верующие иудеи, ждали, что именно из их рода придет Спаситель. Длительным испытанием Господь приготовил их стать участниками финала этого ожидания.

И они прекрасно это поняли. Им было совершенно очевидно, что ребенок, данный им в руки, принадлежит не им, а Богу и всему миру. И они, любя Бога, пожертвовали его миру. Они захотели и смогли смириться, отойти в сторону, не мешать промыслу и дать действовать Богу.

Введение – лучший поступок их жизни, потому что они уразумели волю Бога и по-другому поступить не могли.

Не менее удивительно и тот факт, что первосвященник ввел ребенка в Святая Святых, куда он мог заходить только раз в год, а остальным это было запрещено. Что же случилось?

Первосвященник увидел в маленькой девочке ковчег духа. Он не знал, что произойдет дальше, но, по словам священника Константина Камышанова, прекрасно видел, что к нему «подплыла золотая лодочка, на которой придет в мир Мессия. И он отвел эту лодочку в Божию гавань». И все участники Введения во храм поступили удивительно и единственно правильным образом.

Это — результат веры. Окидывая взором всю эту историю Введения, мы понимаем, что вся она была торжеством веры как живого ощущения близости Бога.

В честь сегодняшнего праздника во всех храмах России служились Божественные литургии. Настоятель Покровского храма протоиерей Феодор Федько после службы произнес праздничную проповедь.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! С праздником, дорогие брать и сестры! Сегодняшний день показывает нам, как праведные Иоаким и Анна  мудро позаботились о том, чтобы воспитать свою Дочь в святости, чистоте и страхе Божием.

Как ни трудно было расставаться с дарованной им от Бога после многих лет бесплодия Малюткой, они отвели ее в Дом Божий. Встретил Ее священник Захария, отец Иоанна Предтечи, и по внушению Божию отважился на неслыханное дело. Он ввел Ее Святая Святых, куда только один раз в год мог входить первосвященник с жертвенной кровью.

Там некогда стояла величайшая святыня — ковчег Завета, содержавший скрижали, полученные от Бога на горе Синае великим пророком Моисеем, жезл Аарона и сосуд с манной.

Маленькая Пресвятая Дева Мария получила от священника Захарии разрешение ежедневно приходить во Святая Святых и здесь молиться Богу при невидимом присутствии Ангелов Божиих. Жила она в одной из комнат, пристроенных снаружи к стене храма. В этих небольших комнатах при храме жили люди, посвятившие себя Богу; жили там также и несчастные убогие, нуждавшиеся в уходе. Этим несчастным служила Пресвятая Богородица, живя среди них.

За эти дела милосердия Она всегда была окружена любовью и в этой атмосфере любви прожила с ними двенадцать лет. Каждый день Она подолгу молилась в храме и там вдыхала угодный Богу аромат молитв и дым благовоний.

Святая и чистая атмосфера храма была так же благотворна для Ее духовного возрастания, как чистейший воздух высоких гор для телесного здравия и долголетия людей. Не люди с нечистыми и злыми сердцами, а добрые и богобоязненные окружали Ее и составляли Ее мир, благословенный Богом.

Там возрастала Святая Отроковица Мария и расцветала, как роскошный цветок, благоухающий пред Богом и людьми. В ней получила Она все задатки к тому, чтобы стать впоследствии Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим.

Братья и сестры, вспоминайте всегда святых и праведных Иоакима и Анну, так премудро воспитавших свою Богом данную Дочь.

Старайтесь и для своих детей создавать благоприятные условия возрастания в святости, правде и добре. Сам Господь наш Иисус Христос, Солнце правды, да поможет вам в этом угодном Ему деле. Аминь».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *