6 июня — Троицкая родительская суббота

Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. После смерти эта возможность исчезает, но остается надежда на молитвы живых. Ведь Господь Иисус Христос неоднократно совершал исцеления больных по вере их близких.

Жития святых содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников, вплоть до их полного оправдания. Если же молитва совершается о человеке, уже помилованном Богом и находящемся в райских обителях, она все равно не будет напрасной, а поможет тому, кто молится.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага».

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь всем  ушедшим в мир иной. Умерший не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни в поминальном столе — все это лишь дань традициям, пусть и благочестивым. Поэтому молитва за усопших — это долг всякого православного.

Святая Церковь молится об усопших на каждом богослужении. Но, кроме того, Церковь совершает в определенные дни особое поминовение всех от века усопших. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

Троицкая родительская суббота — это заупокойное богослужение, которое совершается накануне празднования дня Святой Троицы. Она предваряет собой вхождение в Петров пост, который начинается через неделю после Троицы.

Когда через 50 дней после Воскресения Иисуса Христа на апостолов сошел Святой Дух, завершилось дело спасения всего человечества. В день основания Церкви, в Святую Троицу, благодать Святого Духа осветила всю Церковь: и земную, и Небесную, и живых, и умерших. Поэтому первые христиане накануне Троицы вспоминали о тех, кто не дожил до этого дня, но тоже нуждался в спасении, то есть обо всех живших на земле людях.

И верующие молили Бога, чтобы он даровал умершим прощение грехов и избавил их от мук в грядущей вечности. Так сложилась традиция поминать усопших накануне праздника Троицы.

Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером, служат парастас. Парастас (греческое слово «ходатайство») — последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам, совершаемое на всенощном бдении родительских суббот. В любую родительскую субботу богослужения имеют один богослужебный чин, состоящий из вечерни и утрени, поются заупокойные песнопения. Присутствуют поминальный канон и поминальные стихиры. Вечерня переходит в утреню, а после утрени и Божественной литургии обязательно служится Вселенская панихида.

Этим заканчивается поминальный чин и в Троицкую родительскую субботу. Троицкая суббота называется родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому мы и начинаем поминание с усопших родителей.

Мы молимся за наших усопших сродников, чтобы Господь простил и помиловал их: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братьев наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. Молитвы Церкви помогают душе усопшего выйти из уз ада.

По христианскому обычаю в этот день после богослужения принято посещать могилы усопших. Кроме того, важно подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.

«Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве», — писал святитель Феофан Затворник.

В Покровском храме сегодня служилась Божественная литургия, а после нее – панихида, на которой духовенство и прихожане молились об упокоении усопших.

Настоятель храма протоиерей Феодор Федько поделился с нами своими размышлениями о сегодняшнем дне: «В День Святой Троицы и накануне мы искренне молимся о тех, кого Господь уже призвал в загробную жизнь. Мы молимся сегодня о тех, кто сподобился христианской кончины – мирной, безмятежной, о тех, кто был напутствован священником, кто сподобился Святого Причащения и Таинства соборования и перешел в ту жизнь так незаметно, спокойно, естественно, как просится об этом в ектении за богослужением: «Христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны…».

Но мы также молимся и о тех, кто был застигнут смертью внезапно, кого убила молния, кто погиб в катастрофе, землетрясении, во время пожара, в общем, тогда, когда человек и не думал о смерти, был молод, полон сил и здоровья, но внезапно посылается смерть. Господь забирает душу, и она идет давать отчет к Престолу Божию. К этой молитве нас Святая Церковь побуждает чувством любви, и эта любовь покрывает все. Сегодня мы говорим ушедшим от нас: «Чаем воскресения мертвых, чаем вашего воскресения, наши дорогие и близкие. И жизни будущего века желаем вместе с вами, вместе со Христом в Его вечном Царстве!».

Елена ОРЕХОВА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *